Фоносфера мегаполиса как феномен звукового синтеза: к проблеме экологии аудиальной среды

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Alexandra V. Krylova

Аннотация

Цивилизация привнесла в некогда реальный мир покоя и гармонии мощные звуковые посылы множествен-
ных искусственно созданных источников звука. Они формируют агрессивное синтетическое звуковое поле и
сопровождают бытие человека. Издержки технического прогресса коснулись не только природной экологи-
ческой среды, но и среды культурной, частью которой является звуковой контент современного города. По-
нимая под аудиальной средой звуковой континуум, окружающий человека, автор рассматривает фоносферу
города в диахроническом срезе. Выделяются три исторические её модели: древнерусский город; город рубе-
жа XIX и XX веков; современный мегаполис. Исследование последней модели показывает, что звуковой хаос
современного городского пространства складывается из множественных источников как шумового, так и
музыкального происхождения. В массивах доминирующих технофонаций музыка перестаёт восприниматься
актом коммуникации. Звуковая картина мира оказывается перенасыщенной, дисгармоничной, фрагментар-
ной. Провоцируя повышение нервного напряжения и стрессовые состояния, она предрасполагает к рассеян-
ности внимания, создавая привычку отбрасывать любую аудиальную информацию в раздел фоновой, то есть
вторичной. Для массового потребителя такая слуховая ориентация предопределяет музыкально-стилевые
предпочтения, лежащие за пределами длительно интонируемых смыслов, присущих академическому музы-
кальному искусству. Осмысленность звуковой информации пространства города, как составляющая музы-
кальной традиции быта, как часть ритуально-обрядового жизненного цикла человека сменяется господством
аудиального хаоса. Профессиональный звуковой дизайн городского пространства – путь к оздоровлению
аудиальной экологии города.

Ключевые слова: фоносфера, город, экология аудиальной среды, звуковая картина мира.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Krylova, A. V. (2017). Фоносфера мегаполиса как феномен звукового синтеза: к проблеме экологии аудиальной среды. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (1), 27–32. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2017.1.027-032
Раздел
Музыка в системе культуры
Биография автора

Alexandra V. Krylova, Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова

Крылова Александра Владимировна – 
проректор по научной работе,
доктор культурологии,
кандидат искусствоведения, профессор,
заведующая кафедрой продюсирования

Библиографические ссылки

1. Vershinina M. G. Eksplikatsiya fonosfery v russkoy fonosemanicheskoy zvukovoy kartine mira (na materiale permskikh govorov): avtoref. dis. … kand. filol. nauk [Explication of Phonosphere in the Russian Phonosemantic Sound Picture of the World (On the Materials of the Dialects of the Perm Region): Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Philology]. Perm, 2013. 20 p.
2. Dragun O. N. Shum i ego vozdeystvie na organizm [Noise and its Influence on the Organism]. URL: http://festival.1september.ru/articles/551712/ (14.05.2016).
3. Ierodiakon Roman. O sushchnosti russkogo kolokol'nogo zvona. «Zvuchashchaya ikona»: doklad na Simpoziume, posvyashchennom russkim kolokolam. Garvardskiy universitet (SShA), 1–2 iyunya 2008 [Concerning the Substance of the Russian Bell Chime. “The Sounding Icon”: Report of the Symposium dedicated to Russian Bells. Harvard University (USA), 1–2 June 2008]. URL: http://www.danilovbells.ru/bellsonrussia/articles/dyh_kolokolnogo_zvona_i_zvychani.html. (13.05.2016).
4. Imamutdinova Z. A. K yavleniyu fonosfery i muzykal'no-zvukovogo mira musul'manskogo goroda [Concerning the Phenomenon of the Phonosphere and the Audio-Musical World of a Muslim City]. Zvukovaya sreda sovremennosti: sb. st. pamyati M. E. Tarakanova [The Sound Environment of the Modern Age. A Collection of Articles in Memory of M. E. Tarakanov]. Moscow, 2012, pp. 340–358.
5. Likhachev D. S. Obraz goroda [The Image of the City]. Russkoye iskusstvo ot drevnosti do avangarda [Russian Art from Ancient Times to the Avant-garde]. Moscow, 1992, pp. 331–359.
6. Likhachev D. S. Ekologiya kul'tury [The Ecology of Culture]. Zametki o russkom [The Notes about Russian Features.]. Moscow, 2014, pp. 88–103.
7. Likhachev D. S. Ekologiya kul'tury [The Ecology of Culture]. Russkaya kul'tura [Russian Culture]. St. Petersburg, 2000, pp. 91–101.
8. Simvolizm: yazyk simvolov – yazyk vechnosti. Kolokola – garmonizatory prostranstva [Symbolism: the Language of Symbols is the Language of Eternity. Bells are Harmonizers of Space]. URL: http://www.symbolizm.ru/index.php/simvolizm-zvuka/236-bellharmony. (13.05.2016).
9. Tarakanov M. E. Muzykal'noye prostranstvo i zvukovaya sreda obitaniya [Musical Space and the Sound Environment]. Zvukovaya sreda sovremennosti: sb. st. pamyati M. E. Tarakanova [The Sound Environment of the Modern Age. A Collection of Articles in Memory of M. E. Tarakanov]. Moscow, 2012, pp. 32–37.
10. Allen A. Ecomusicology: Ecocriticism and Musicology. Journal of the American Musicological Society. 2011. Volume 64 (2), pp. 391–394.
11. Clover C. Listening in the City. Antennae. The Journal of Nature in Visual Culture. 2013. Volume 27, pp. 19–30.
12. Farina A. Soundscape ecology: Principles, patterns, Methods and Applications. Dordrecht, Holland: Springer, 2014. 315 p.
13. Krims A. Music and Urban Geography. New York: Routledge, 2007. 248 p.
14. Magen A. Australian Forum of Acoustic Ecology Soundscape. The Journal of Acoustic Ecology. 2009. No. 9 (1), p. 2.
15. Schafer R. The Tuning of the World. New York: Alfred A. Knopf, 1977. 301 p.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)