А.Н. Скрябин, его творческий путь и принципы художественного воплощения (Окончание)

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Леонид Л. Сабанеев

Аннотация

От редакции. Представленным в данном журнале материалом мы завершаем публикацию брошюры Л. Сабанеева «А.Н. Скрябин, его творческий путь и принципы художественного воплощения» (начало см.: [2]). В опубликованной части брошюры автором был сделан акцент на вопросах эволюции художественного мышления Скрябина, его духовно-религиозных, философских взглядов и идей. Во второй части речь идёт об эволюции музыкального стиля композитора как отражении духовных исканий, стремления, по словам Сабанеева, «выразить величайшую грандиозность своих мечтаний средствами изысканных утончений».
Рассматривается система средств выразительности, и прежде всего ритм, мелодика, гармония, фактура, а также форма, их последовательное усложнение «в жажде воплотить в звуках ту идею лучезарного экстаза, которая уже звучала в его мечтах». При этом автор формулирует главную закономерность в соотношении компонентов: «большая, даже исключительная сложность основных, первичных элементов структуры произведения – ритмических ячеек, гармоний, мелодических линий – [и] крайняя схематичность, простота и кристаллическая прозрачность более сложных образований, ритмических структур, гармонической ткани, контрапунктов». Многие принципы стиля, впервые обнаруженные Сабанеевым, получают продолжение
в научных трудах отечественных и зарубежных учёных вплоть до наших дней.
Как и прежде, в тексте за редким исключением сохранены особенности стилистики, орфографии и пунктуации оригинала.


Ключевые слова: высшая утончённость, высшая грандиозность, мелос, ритм, ультрахроматика, «Прометей», «Поэма экстаза»

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Сабанеев, Л. Л. (2022). А.Н. Скрябин, его творческий путь и принципы художественного воплощения (Окончание). Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 49(4), 40–53. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1406
Раздел
Из истории отечественной мысли о музыке
Биография автора

Леонид Л. Сабанеев

Леонид Леонидович Сабанеев (1881–1968) – русский музыковед, композитор, музыкальный критик. Автор работ по общей истории музыки, истории русской музыки, исследований о Рихарде Вагнере, Клоде Дебюсси, Морисе Равеле, Александре Скрябине, русских композиторах начала XX века. Один из основателей Государственного института музыкальных наук (ГИМН), действительный член Музыкальной секции Академии художественных наук и президент Ассоциации современной музыки в Москве. Профессор Русской консерватории имени Рахманинова в Париже.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)