Скрябин и явление цветного слуха в связи со световой симфонией «Прометей»

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Леонид Л. Сабанеев

Аннотация

Представленный в данном выпуске очерк Л.Л. Сабанеева (1916 г.), посвящённый проблеме цветного слуха А.Н. Скрябина [9], продолжает серию опубликованных в журнале «Проблемы музыкальной науки» работ исследователя, ставших раритетными [2, 3, 4, 10], в том числе о творчестве и художественном методе композитора [7, 8].
Сабанеев делает акцент на поэме «Прометей», где, по замыслу Скрябина, «симфония светов <…> должна была <…> сопутствовать симфонии звуков <…> и, усиливая впечатления гармонии, играть роль как бы огромного “психологического резонатора” к впечатлению смены гармоний». Скрябинские ассоциации с цветом рассматриваются на уровне звука, гармонии, тональности. Сопоставление с цветовым восприятием тональностей Н.А. Римского-Корсакова приводит исследователя к заключению о субъективности ассоциаций, чтоподтверждается таблицей. При этом Сабанеев отмечает отсутствие объяснений по поводу цветовых различий между энгармонически равными диезными и бемольными тональностями, выявляет разнообразные неточности, схематизм обозначений в партии “Luce” (поэма «Прометей»), обусловленные чрезвычайной сложностью задачи. Он пишет: «Как ясно из предыдущего, всё это было пока лишь один огромный эскиз – недоговорённая блестящая мысль». В целом же проблема синестезии как особого качества музыкального восприятиясо всеми её proetcontra, поднятая Сабанеевым на страницах его работ [1, 5, 6], стала в значительной степени импульсом для разнообразных научных исследований музыковедов, физиков, физиологов, психологов
и т.д. вплоть до наших дней.
В публикуемом тексте сохранены особенности стилистики оригинала и авторские знаки. Однако орфография дана в соответствии с правилами современного русского языка.


Ключевые слова: Скрябин, цветной слух, синопсия, тональность, энгармонизм, «Прометей», Римский-Корсаков.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Сабанеев, Л. Л. (2023). Скрябин и явление цветного слуха в связи со световой симфонией «Прометей». Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 51(2), 22–30. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1442
Раздел
Из истории отечественной мысли о музыке
Биография автора

Леонид Л. Сабанеев

Леонид Леонидович Сабанеев (1881–1968) – русский музыковед, композитор, музыкальный критик. Автор работ по общей истории музыки, истории русской музыки, исследований о Рихарде Вагнере, Клоде Дебюсси, Морисе Равеле, Александре Скрябине, русских композиторах начала XX века. Один из основателей Государственного института музыкальных наук (ГИМН), действительный член Музыкальной секции Академии художественных наук и президент Ассоциации современной музыки в Москве, профессор Русской консерватории имени Рахманинова в Париже.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)