Ритм

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Леонид Л. Сабанеев

Аннотация

От редакции. В статье Л. Сабанеева [2] раскрывается многоаспектная позиция ученого по отношению к ритму как универсальному феномену. По словам автора, цель рефлексий – «выработать понятие “художественного” Ритма … указать содержание термина, опираясь на факты эстетической эмпирики». При этом дифференцируется ритм в узком («схема звукопоследований разной длительности», метрика) и широком («временная упорядоченность» явлений, в том числе симметрия частей целого, «структура … музыкальных форм») значениях, вводится понятие ритмоформа.
Опираясь на такие понятия, как «эстетические факты высшего и низшего порядка», «эстетический потенциал», Сабанеев исследует эстетическую природу ритма, «эстетических ощущений», рассматривает феномен ритма через призму психологии эстетического восприятия, интуиции. Затрагиваются вопросы когнитивного характера, в том числе связанные с «проблемой памяти при восприятии художественных аналогов или контрастов в зависимости от временной дистанции … на разных уровнях системы выразительных средств». Параллели с явлениями биологического, психофизиологического характера делают рефлексии исследователя о природе и сферах проявления ритма более наглядными. Примечательно заключение Сабанеева о соотношении в художественном произведении формы и содержания, где «форма есть не что иное, как воплощение идеи Ритма», в то время как «содержание же есть его эстетический потенциал». Многие наблюдения, выводы, систематизированные в данном исследовании, получили продолжение в отечественной теории музыки последующих десятилетий.
В публикуемом тексте сохранены особенности стилистики оригинала, однако орфография и пунктуация даны в соответствии с правилами современного русского языка. При этом принимаются во внимание авторские знаки.


Ключевые слова: ритм, метр, ритмоформа, контраст, аналог, эстетическое ощущение, эстетический потенциал, временные, пространственные искусства.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Сабанеев, Л. Л. (2024). Ритм. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 55(2), 18–37. https://doi.org/10.17674/2782-3601.2024.2.018-037
Раздел
Из истории отечественной мысли о музыке
Биография автора

Леонид Л. Сабанеев

Леонид Леонидович Сабанеев (1881–1968) – русский музыковед, композитор, музыкальный критик. Автор работ по общей истории музыки, истории русской музыки, исследований о Рихарде Вагнере, Клоде Дебюсси, Морисе Равеле, Александре Скрябине, русских композиторах начала XX  века. Один из основателей Государственного института музыкальных наук (ГИМН), действительный член Музыкальной секции Академии художественных наук и президент Ассоциации современной музыки в Москве, профессор Русской консерватории имени Рахманинова в Париже.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)