Сибелиус в скрещенье времён
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Статья написана в форме заметок, где автор излагает науч-
ные взгляды на творчество Сибелиуса крупнейшего финско-
го музыковеда Вейо Муртомяки и эстонского композитора и
музыковеда Лео Нормета. В центре внимания автора – два
русскоязычных издания разных лет: биография Сибелиуса,
написанная Муртомяки для книги «Сто замечательных фин-
нов» (2004) и монография Нормета «Симфонии Сибелиуса»
(2011). Обе работы изданы не в России, и по этой причине
могли не попасть в поле зрения заинтересованных специ-
алистов. Обратить внимание научной общественности на
эти работы и ввести результаты исследований Муртомяки и
Нормета в более широкий отечественный научный контекст
– таковы цели заметок.
Ключевые слова: Сибелиус, Муртомяки, Нормет, симфо-
нии Сибелиуса
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Dyusapen P. Interv’yu i tvorcheskie razmyshleniya [Dusapin Pascal. Interviews and Creative Reflections]. Postmodernizm v kontekste sovremennoy kul’tury [Postmodernism in the Context of Contemporary Culture]. Moscow: Moskovskaya konservatoriya Press, 2009, рр. 155–187.
3. Zingerman B. I. Ocherki istorii dramy 20 veka [Essays on the History of 20th Century Drama]. Moscow: Nauka Press, 1979. 392 p.
4. Klinge M. Imperskaya Finlyandiya [Klinge Matti. Imperial Finland]. St. Petersburg: Kolo Press, 2005. 616 p.
5. Kon Yu. G. Pyat’ eskizov op. 114 kak otrazhenie evolyutsii muzykal’nogo yazyka v nachale XX veka [Five Sketches Op. 114 as a Reflection of the Evolution of Musical Language in the Beginning of the 20th Century]. Finskiy sbornik. Posobie po kursu “Vvedenie v muzykoznanie” [Finnish Compilation. Manual for the Course “Introduction to Musicology”]. Issue 2. Petrozavodsk, 1992, pp. 3–7.
6. Konen V. D. Teatr i simfoniya. Rol’ opery v formirovanii klassicheskoy simfonii [Theater and Symphony. The Role of the Opera in the Formation of the Classical Symphony]. Moscow: Muzyka Press, 1968. 351 p.
7. Kupets L. A. Antichnaya tema u kompozitorov stran Severnoy Evropy (E. Grig, Ya. Sibelius, D. M. Yukhansen) [Subjects from Antiquity in the Works of Composers of the Nordic Countries (Edvard Grieg, Jean Sibelius, David Monrad Johansen)]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship]. 2011, no. 1 (8), pp. 181–185.
8. Lappalaynen S. Oskar Merikanto [Oscar S. Merikanto]. Sto zamechatel’nykh finnov. Kaleydoskop biografiy [A Hundred Remarkable Finns. A Kaleidoscope of Biographies]. Helsinki: Society for Finnish Literature, 2004, pp. 390–393.
9. Murtomäki V. Yan Sibelius [Jean Sibelius]. Ibid., pp. 566–577.
10. Nilova V. I. Glazunov, fennomaniya i karelianizm [Glazunov, Fennomaniya and Karelianism]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship]. 2013, no. 1 (12), pp. 171–177.
11. Normet L. Simfonii Sibeliusa [The Symphonies of Sibelius]. Tallinn: Aleksandra Press, 2011. 304.
12. Lappalainen S. Finnissh Viennece Classical Composers and Europe. Balticum – a Coherent Musical Landscape in 16-th and 18-th Centuries. Helsinki, 1994, pp. 91–102.
13. Murtomaki V. Symphonic Unity: the Development of Formal Thinking in the Symphonies of Sibelius. Helsinki: Studio Musicologica Universitalis Helsigiensis, 1993. 340 p.
14. Salmenhaara E. Tapiola: sinfoniaen runo Tapiola Sibeliuksen myohaistyylin edustajana: acta musicologica fennica. Helsinki, 1970. 138 p.