Деконструкция и демифологизация в «новом» музыковедении Финляндии

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Vera I. Nilova

Аннотация

Недоверие постмодернизма к метарассказам и телеологической модели истории поставило под сомнение многие, казалось бы, незыблемые суждения и взгляды. Попытку пересмотра финской истории музыки сделали представители «нового» музыковедения. Группа исследователей Академии имени Сибелиуса – Веса Куркела (Vesa Kurkela), Маркус Мантере (Markus Mantere), Олли Хейккинен (Olli Heikkinen) и Сайялеена Рантанен (Saijaleena Rantanen) в 2011–2014 гг. реализовала научный проект «Rethinking “Finnish” Music History. Transnational construction of musical life in Finland from the 1870s until the 1920s». Его целью стал пересмотр финской истории музыки.

Идеология и методология «нового» музыковедения Финляндии базируется на концепции транснационализма, в соответствии с которой музыкальная жизнь Финляндии в период автономии (от присоединения к России в 1809 году до обретения национальной независимости в конце 1917 года) развивалась под влиянием идей и импульсов континентальной Европы, проводниками которых были прежде всего Германия и Швеция. Деканонизация и демифологизация истории финской музыки осуществляется посредством её реконструкции с использованием метода микроистории и выводит на первый план действующих лиц, непричастных к этой истории в парадигме традиционной музыкальной историографии Финляндии. Взамен истории финской музыки предлагается история музыки Финляндии как динамичный процесс, движимый желанием сохранить международные культурные контакты, борьбой за равноправие финского и шведского языков и формированием финской и шведской идентичностей в искусстве внутри одной страны в условиях конкуренции политических партий и последовательно проводимой русификации Финляндии.

Ключевые слова: Финляндия, «новое» музыковедение, музыкальная историография, деконструкция, демифологизация, микроистория, транснационализм.

 

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Nilova, V. I. (2017). Деконструкция и демифологизация в «новом» музыковедении Финляндии. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (3), 59–67. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2017.3.059-067
Раздел
Музыкальная историография
Биография автора

Vera I. Nilova, Петрозаводская государственная консерватория им. А. К. Глазунова

Нилова Вера Ивановна, доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой истории музыки, Петрозаводская государственная консерватория им. А. К. Глазунова (185031, г. Петрозаводск, Россия), ORCID: 0000-0002-8056-6076, inverafox@mail.ru 

Библиографические ссылки

1. Garbuz O. V. Palimpsest v muzyke Paskalya Dyusapena: avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Palimpsest in the Music of Pascal Dusapin: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 2012. 26 p.
2. Delyoz Zh., Gvattari F. Chto takoe filosofiya? [Deleuze G., Guattari F. What is Philosophy?]. Translation from the French and Afterword by S. N. Zenkin. Moscow: Institute of Experimental Sociology; St. Petersburg: Aleteya, 1998. 288 p.
3. Klinge M. Imperskaya Finlyandiya [Imperial Finland]. Translation from the Finnish by I. Solomeshch, V. Musayev, A. Rupasov. St. Petersburg: Kolo, 2005. 614 p.
4. Lobanova M. N. Muzykal’nyy stil’ i zhanr: istoriya i sovremennost’ [Music Style and Genre: History and Modernity]. Moscow; St. Petersburg: Tsentr gumanitarnykh initsiativ; Universitetskaya kniga [Center for Humanitarian Initiatives; University Book], 2015. 208 p. (Time Letters).
5. Mishchenko M. P. O smysle motiva b-a-c-h (iz opytov melosofii) [On the Meaning of the Motive B-A-C-H (from Experiments of Melosophy)]. Opera Musicologica. 2010. No. 1 (3), pp. 18–35.
6. Shpengler O. Zakat Evropy [Spengler O. The Decline of the West]. Author of the Introductory Article A. P. Dubnov, Author of Comments Yu. P. Bubenkov, A. P. Dubnov. Novosibirsk: Nauka, 1993. 592 p.
7. Amrakhova A. A. Otechestvennaya teoriya zhanra v svete sovremennykh gumanitarnykh metodologiy [Russian Theory of Genre in Light of Modern Humanitarian Methodologies]. Zhurnal Obshchestva teorii muzyki [Journal of the Society of Music Theory]. 2016. No. 3 (15). URL: http://journal-otmroo.ru/sites/journal-otmroo.ru/files/2016_3%2815%29_3_Amrahova_genre.pdf. (18.06.2017).
8. Liotar Zh. Sostoyanie postmoderna [Lyotard J. Postmodern State]. URL: http://gtmarket.ru/laboratory/basis/3097/3112. (30.06.2017).
9. Brusila J. How Critical can a Critical Re-Evaluation of Music History Be? Historiographical Reflection from a Finland-Swedish Minority Perspective. Critical Music Historiography: Probing Canons, Ideologies and Institutions. URL: https://play.google.com/books/reader?printsec=frontcover&output=reader&id=B7u1CwAAQBAJ&pg=GBS. PT121. (30.06.2017).
10. Critical Music Historiography: Probing Canons, Ideologies and Institutions. Vesa Kurkela and Markus Mantere. London and New York, 2016. URL: https://play.google.com/books/reader?printsec=frontcover&output=read er&id=B7u1CwAAQBAJ&pg=GBS.PT121. (30.06.2017).
11. Kurkela V. Seriously Popular: Deconstructing Popular Orchestral Repertoire in Late Nineteenth-Century Helsinki. Critical Music Historiography: Probing Canons, Ideologies and Institutions. URL: https://play.google.com/ books/reader?printsec=frontcover&output=reader&id=B7u1CwAAQBAJ&pg=GBS.PT121. (30.06.2017).
12. Kurkela V. Universal, national or Germanised? URL: http://www.fmq.fi/2014/05/universal-national-or-germanised. (07.03.2017).
13. Mantere M. Writing Out the Nation in Academia: Ilmari Krohn and the National Context of the Beginnings of Musicology in Finland. Critical Music Historiography: Probing Canons, Ideologies and Institutions. URL: https://play.google.com/books/reader?printsec=frontcover&output=reader&id=B7u1CwAAQBAJ&pg=GBS.PT121. (30.06.2017).
14. Murtomäki V. Bohemian Composers Sidetracked in the Musical Historiography of «Viennese Classicism». Critical Music Historiography: Probing Canons, Ideologies and Institutions. URL: https://play.google.com/books/reader?printsec=frontcover&output=reader&id=B7u1CwAAQBAJ&pg=GBS.PT121. (30.06. 2017).
15. Rethinking «Finnish» Music History. Transnational Construction of Musical Life in Finland from the 1870s until the 1920s. URL: http://sites.siba.fi/en/web/remu/research-project. (05.03.2017).

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)