Национализм в музыке: игры референции
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Национализм – один из излюбленных концептов современного англоязычного музыковедения. Он возник в
Европе (XVIII век) как политическое движение и последующие два столетия был экстраполирован на область
музыкального искусства как исследовательский инструментарий для изучения композиторского творчества
стран Восточной и Северной Европы. Это привело к искусственной классификации европейской музыкаль-
ной продукции XIX–XX веков с одновременным наделением самого концепта «национализм» негативными
коннотациями. В результате такой рефлексии оказалась утраченной связь музыкально-теоретической мысли
с реальными европейскими музыкально-историческими процессами, что и создало ситуацию «другой Евро-
пы» (М. Кундера). Для выхода из сложившегося когнитивного диссонанса и осознания бесперспективности
дальнейшего тотального использования привычной терминологии полезен критический взгляд на накоплен-
ный зарубежный исследовательский опыт, во всей его полноте ещё не освоенный российским музыковеде-
нием. Как альтернатива концепту национализма предлагается концепт идентитета, широко используемый в
международном научном пространстве для исследования феноменов композиторского творчества, а также
фольклора. В России для этого имеется методологически эвристическая база в виде выявленной М. С. Дру-
скиным закономерности эволюции национальных художественных традиций, направленных на их сохра-
нение и одновременно устремленных к выходу за их пределы. Данный концепт актуален и для изучения
музыки XX века, поскольку в ней сильны тенденции обращения композиторов к доромантическим эпохам и
древним пластам фольклора.
Ключевые слова: национализм, идентитет, методология музыковедения, когнитивный диссонанс, музыкально
-исторический процесс, эволюция национальных художественных традиций.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Druskin M. S. Na perelome stoletiy [At the Turn of the Centuries]. Druskin M. S. O zapadnoevropeyskoy muzyke XX veka [On 20th Century Western European Music]. Moscow, 1973, pp. 7–30.
3. Klinge Matti. Mir Baltiki [Klinge, Matti. The World of the Baltic Sea Countries]. Translation from Finnish. Helsinki: Otava, 1995. 176 p.
4. Leysie T. Kul’tura, obshchestvo, traditsii i identitet [Lejsijö T. Culture, Society, Traditions and Identity]. Fol’klornaya kul’tura i ee mezhetnicheskie svyazi v kompleksnom osveshchenii: mezhvuz. sb. [Folk Culture and its Inter-Ethnic Communication in Complex Elucidation: Inter-University Collection]. Edited by T. V. Krasnopol’skaya. Petrozavodsk, 1997, pp. 87–89.
5. Nilova V. I. Muzyka Sibeliusa v kontekste kul’turno-istoricheskikh peremen v Finlyandii kontsa XIX – nachala XX veka [The Music of Sibelius in the Context of Cultural and Historical Changes in Finland in the late 19th – early 20th Century]. Petrozavodsk: Petrozavodsk University Press, 2005. 319 p.
6. Rasila Vil’o. Istoriya Finlyandii [Rasila Viljö. The History of Finland]. Translation from Finnish, Scholarly Edition by L. V. Suni. Petrozavodsk: Petrozavodsk State University Press, 1996. 294 p.
7. Takala I. R. Finlyandskaya liniya: ocherki istorii natsional’noy mysli Finlyandii (vtoraya polovina XVIII – pervaya polovina XIX v.): ucheb. posobie [Essays on the History of the National Thought of Finland (Second Half of the 18th – First Half of the 19th Century]. Petrozavodsk: Petrozavodsk State University Press, 2006. 84 p.
8. Taruskin R. Istoriya chego? [The History of What?]. Opera musicologica. 2010, No. 4 (6), pp. 4–20.
9. Toynbee A. Postizhenie istorii [Comprehension of History]. Translation from English. Compiled by A. P. Ogurtsov; Foreword by V. I. Ukolova; Afterword by E. B. Rashkovsky. Moscow: Progress, 1991. 736 p.
10. Khlebarov I. Problema novykh i razvitykh muzykal’nykh kul’tur XX veka v kontseptsii Druskina [The Issue of New and Developed Musical Cultures of the 20th Century in the Concept of Druskin]. Pamyati Mikhaila Semyonovicha Druskina. V 2 kn. Kn. 1: Stat’i. Vospominaniya [In Memory of Mikhail Semyonovich Druskin. In 2 Books. Book 1: Articles. Memoirs]. Edited by L. G. Kovnatskaya, A. K. Kenigsberg, L. V. Mikheyeva. St. Petersburg State N. A. Rimsky-Korsakov Conservatory. St. Petersburg, 2009, pp. 277– 286.
11. Khannanov I. D. O natsional’nom i o tak nazyvaemom “russkom natsionalizme” v muzyke [On the National Style and on the So-Called “Nationalism in Russian Music”]. Problemy muzykal’noj nauki [Music Scholarship]. 2012, No. 2 (11), pp. 176–177.
12. Tsveyg S. Vcherashniy mir [Zweig. S. Yesterday’s World]. Translated from German. Preface by D. Zatonsky; Introductory Article by K. Fedin. Moscow: Raduga, 1991. 544 p.
13. Kon Gans. Natsionalizm: ego smysl i istoriya [Hans Kohn. Nationalism: its Meaning and History]. URL.: http://traditio.wiki/holmogorov/library/k/kohn/3. htm (09.09.2016).
14. Kundera M. Narushennye zaveshchaniya [Violation of the Will]. URL: http://royallib.com/ read/kundera_milan/narushennie_zaveshchaniya. html#471040 (09.09.2016).
15. Gorog de Lisa; with the collaboration of Ralf de Gorog. From Sibelius to Sallinen: Finnish Nationalism and the Music of Finland. Greenwood Press: New York; Wesport; Connectinut; London, 1989. 252 p.
16. Grout Donald Jay and Palisca Claude V. A History of Western Music. W.W. Norton & Company: New York; London, 1988. 559 p.
17. Sibelius Jean. Jotakin näkökohtia kansanmusiikista ja sen vaikutuksesta säveltaiteeseen. Jotakin näkökohtia kansanmusiikista ja sen vaikutuksesta säveltaiteeseen [One of the Aspects of Folk Music and its Impact on the Art of Music. One of the Aspects of Folk Music and its Impact on the Art of Music]. Musiikki [Music]. 1980, No. 2, pp. 87–105.
18. Taruskin Richard. The First Modernist [Debussy Letters]. Ed. Francois and Roger Nichols, trans. Roger Nichols (Cambrige, 1987). Taruskin R. The Danger of Music and Other Anti-Utopian Essays. Berkeley; Los Angeles; London: University of California Press, 2010. 488 p.
19. Green Chris Approaching Different Nationalities Musically [MMus Composition for Screen]. The Musical Journey. URL.: https://ru.scribd. com/document/322846886/Chris-Green-Approaching- Different-Nationalities-Musically (11.09.2016).
20. Kolt Robert Paul. Nationalism in Western Art Music: A reassessment. URL: http://ams-sw. org/Proceedings/AMS-SW_V3Fall2014Kolt.pdf (09.09.2016).
21. Taruskin Richard. Introduction. URL: https://www.ocf.berkeley.edu/~repercus/wp-content/ uploads/2011/07/repercussions-Vol.-5-Nos.-1-2- Taruskin-Richard-Introduction.pdf. (09.09.2016).
22. Taruskin Richard. Chapter 10 Deeds of Music Made Visible (Class of 1813, I). The Oxford History of Western Music. Oxford University Press. New York, USA. 2011. URL: http://www.oxfordwesternmusic.com/ view/Volume3/actrade-9780195.(27.01.2011)