Национализм в музыке: игры референции

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Vera I. Nilova

Аннотация

Национализм – один из излюбленных концептов современного англоязычного музыковедения. Он возник в
Европе (XVIII век) как политическое движение и последующие два столетия был экстраполирован на область
музыкального искусства как исследовательский инструментарий для изучения композиторского творчества
стран Восточной и Северной Европы. Это привело к искусственной классификации европейской музыкаль-
ной продукции XIX–XX веков с одновременным наделением самого концепта «национализм» негативными
коннотациями. В результате такой рефлексии оказалась утраченной связь музыкально-теоретической мысли
с реальными европейскими музыкально-историческими процессами, что и создало ситуацию «другой Евро-
пы» (М. Кундера). Для выхода из сложившегося когнитивного диссонанса и осознания бесперспективности
дальнейшего тотального использования привычной терминологии полезен критический взгляд на накоплен-
ный зарубежный исследовательский опыт, во всей его полноте ещё не освоенный российским музыковеде-
нием. Как альтернатива концепту национализма предлагается концепт идентитета, широко используемый в
международном научном пространстве для исследования феноменов композиторского творчества, а также
фольклора. В России для этого имеется методологически эвристическая база в виде выявленной М. С. Дру-
скиным закономерности эволюции национальных художественных традиций, направленных на их сохра-
нение и одновременно устремленных к выходу за их пределы. Данный концепт актуален и для изучения
музыки XX века, поскольку в ней сильны тенденции обращения композиторов к доромантическим эпохам и
древним пластам фольклора.

Ключевые слова: национализм, идентитет, методология музыковедения, когнитивный диссонанс, музыкально
-исторический процесс, эволюция национальных художественных традиций.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Nilova, V. I. (2016). Национализм в музыке: игры референции. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (3), 36–43. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2016.3.036-043
Раздел
Музыка в системе культуры
Биография автора

Vera I. Nilova, Петрозаводская государственная консерватория им. А. К. Глазунова

Нилова Вера Ивановна – 
доктор искусствоведения,
профессор, заведующая кафедрой
истории музыки

Библиографические ссылки

1. Benestad F., Shel’derup-Jebbe D. Edvard Grig – chelovek i khudozhnik [Finn Benestad og Dag Schjelderup-Ebbe. Edvard Grieg – The Man and the Artist]. Translation from Norwegian. Moscow: Raduga, 1986. 376 p.
2. Druskin M. S. Na perelome stoletiy [At the Turn of the Centuries]. Druskin M. S. O zapadnoevropeyskoy muzyke XX veka [On 20th Century Western European Music]. Moscow, 1973, pp. 7–30.
3. Klinge Matti. Mir Baltiki [Klinge, Matti. The World of the Baltic Sea Countries]. Translation from Finnish. Helsinki: Otava, 1995. 176 p.
4. Leysie T. Kul’tura, obshchestvo, traditsii i identitet [Lejsijö T. Culture, Society, Traditions and Identity]. Fol’klornaya kul’tura i ee mezhetnicheskie svyazi v kompleksnom osveshchenii: mezhvuz. sb. [Folk Culture and its Inter-Ethnic Communication in Complex Elucidation: Inter-University Collection]. Edited by T. V. Krasnopol’skaya. Petrozavodsk, 1997, pp. 87–89.
5. Nilova V. I. Muzyka Sibeliusa v kontekste kul’turno-istoricheskikh peremen v Finlyandii kontsa XIX – nachala XX veka [The Music of Sibelius in the Context of Cultural and Historical Changes in Finland in the late 19th – early 20th Century]. Petrozavodsk: Petrozavodsk University Press, 2005. 319 p.
6. Rasila Vil’o. Istoriya Finlyandii [Rasila Viljö. The History of Finland]. Translation from Finnish, Scholarly Edition by L. V. Suni. Petrozavodsk: Petrozavodsk State University Press, 1996. 294 p.
7. Takala I. R. Finlyandskaya liniya: ocherki istorii natsional’noy mysli Finlyandii (vtoraya polovina XVIII – pervaya polovina XIX v.): ucheb. posobie [Essays on the History of the National Thought of Finland (Second Half of the 18th – First Half of the 19th Century]. Petrozavodsk: Petrozavodsk State University Press, 2006. 84 p.
8. Taruskin R. Istoriya chego? [The History of What?]. Opera musicologica. 2010, No. 4 (6), pp. 4–20.
9. Toynbee A. Postizhenie istorii [Comprehension of History]. Translation from English. Compiled by A. P. Ogurtsov; Foreword by V. I. Ukolova; Afterword by E. B. Rashkovsky. Moscow: Progress, 1991. 736 p.
10. Khlebarov I. Problema novykh i razvitykh muzykal’nykh kul’tur XX veka v kontseptsii Druskina [The Issue of New and Developed Musical Cultures of the 20th Century in the Concept of Druskin]. Pamyati Mikhaila Semyonovicha Druskina. V 2 kn. Kn. 1: Stat’i. Vospominaniya [In Memory of Mikhail Semyonovich Druskin. In 2 Books. Book 1: Articles. Memoirs]. Edited by L. G. Kovnatskaya, A. K. Kenigsberg, L. V. Mikheyeva. St. Petersburg State N. A. Rimsky-Korsakov Conservatory. St. Petersburg, 2009, pp. 277– 286.
11. Khannanov I. D. O natsional’nom i o tak nazyvaemom “russkom natsionalizme” v muzyke [On the National Style and on the So-Called “Nationalism in Russian Music”]. Problemy muzykal’noj nauki [Music Scholarship]. 2012, No. 2 (11), pp. 176–177.
12. Tsveyg S. Vcherashniy mir [Zweig. S. Yesterday’s World]. Translated from German. Preface by D. Zatonsky; Introductory Article by K. Fedin. Moscow: Raduga, 1991. 544 p.
13. Kon Gans. Natsionalizm: ego smysl i istoriya [Hans Kohn. Nationalism: its Meaning and History]. URL.: http://traditio.wiki/holmogorov/library/k/kohn/3. htm (09.09.2016).
14. Kundera M. Narushennye zaveshchaniya [Violation of the Will]. URL: http://royallib.com/ read/kundera_milan/narushennie_zaveshchaniya. html#471040 (09.09.2016).
15. Gorog de Lisa; with the collaboration of Ralf de Gorog. From Sibelius to Sallinen: Finnish Nationalism and the Music of Finland. Greenwood Press: New York; Wesport; Connectinut; London, 1989. 252 p.
16. Grout Donald Jay and Palisca Claude V. A History of Western Music. W.W. Norton & Company: New York; London, 1988. 559 p.
17. Sibelius Jean. Jotakin näkökohtia kansanmusiikista ja sen vaikutuksesta säveltaiteeseen. Jotakin näkökohtia kansanmusiikista ja sen vaikutuksesta säveltaiteeseen [One of the Aspects of Folk Music and its Impact on the Art of Music. One of the Aspects of Folk Music and its Impact on the Art of Music]. Musiikki [Music]. 1980, No. 2, pp. 87–105.
18. Taruskin Richard. The First Modernist [Debussy Letters]. Ed. Francois and Roger Nichols, trans. Roger Nichols (Cambrige, 1987). Taruskin R. The Danger of Music and Other Anti-Utopian Essays. Berkeley; Los Angeles; London: University of California Press, 2010. 488 p.
19. Green Chris Approaching Different Nationalities Musically [MMus Composition for Screen]. The Musical Journey. URL.: https://ru.scribd. com/document/322846886/Chris-Green-Approaching- Different-Nationalities-Musically (11.09.2016).
20. Kolt Robert Paul. Nationalism in Western Art Music: A reassessment. URL: http://ams-sw. org/Proceedings/AMS-SW_V3Fall2014Kolt.pdf (09.09.2016).
21. Taruskin Richard. Introduction. URL: https://www.ocf.berkeley.edu/~repercus/wp-content/ uploads/2011/07/repercussions-Vol.-5-Nos.-1-2- Taruskin-Richard-Introduction.pdf. (09.09.2016).
22. Taruskin Richard. Chapter 10 Deeds of Music Made Visible (Class of 1813, I). The Oxford History of Western Music. Oxford University Press. New York, USA. 2011. URL: http://www.oxfordwesternmusic.com/ view/Volume3/actrade-9780195.(27.01.2011)

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)