Эмоциональная палитра музыки как семантическая система

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Vladislav E. Devutsky

Аннотация

В статье рассматриваются механизмы передачи эмотивной информации в европейской музыкальной традиции. Автор выделяет два кардинально отличающихся процесса формирования эмоций в музыке. Это порождение эмоционального отклика в сенсорной системе конкретного слушателя, направляемое воздействием на «струны его души», и собственно трансляция эмотивной информации, проводником которой является разветвлённая система признаков эмоций. В наиболее явственной художественной форме признаки эмоций воплощаются в театральном искусстве, представляя собой основной выразительный инструмент актёрского коллектива. Музыка лишена возможности напрямую использовать признаки человеческих эмоций и действует в этом направлении с помощью особого набора специальных средств музыкальной выразительности, во многом эквивалентных актёрской палитре. Специфическим образом функционирующие в музыке признаки эмоций делятся на две группы: миметическую, в которой хорошо просматриваются связи с общечеловеческими признаками эмоций, и символьную. Последняя может быть транслирована только через музыкальные эквиваленты признаков эмоций. Для постижения средств первой группы слушателю достаточен общечеловеческий и общехудожественный опыт. Владение же средствами второй группы достигается только специальным, длительным музыкальным образованием. Передача эмотивной информации в музыке тем самым представляется сложнейшей семантической системой, требующей от музыкантов и слушателей многолетнего накопления музыкантского опыта.

Ключевые слова: эмотивная информация в музыке, признаки эмоций, музыкальные эквиваленты признаков эмоций.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Devutsky, V. E. (2018). Эмоциональная палитра музыки как семантическая система. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (4), 16–28. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2018.4.016-028
Раздел
Теория музыки
Биография автора

Vladislav E. Devutsky, Воронежский государственный институт искусств

Девуцкий Владислав Эдуардович, доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки

Библиографические ссылки

1. Aranovskiy M. G. Muzykal'nyy tekst. Struktura i svoystva [Musical Text. Its Structure and Properties]. Moscow: Kompozitor, 1998. 341 p.
2. Bonfel'd M. Sh. Muzykal'naya germenevtika i problema ponimaniya muziki [Musical Hermeneutics and the Issue of Musical Understanding]. Voprosy muzykoznaniya i muzykal'nogo obrazovaniya [The Questions of Musicology and Musical Education]. Issue 1. Vologda, 2000, pp. 31–41.
3. Devutskiy V. E. O trekh raznovidnostyakh khudozhestvennoy informatsii [Concerning Three Varieties of Artistic Information]. Muzykal'naya semiotika: perspektivy i puti razvitiya: sb. st. po materialam Mezhdunar. nauch. konf. 16–17 noyabrya 2006 goda. V 2 ch. Ch. 1 [Musical Semiotics: Prospects and Paths of Development: Collection of Articles on the Materials of the International Scholarly Conference on November 16–17, 2006. In 2 parts. Part 1]. Ed. by L. V. Savvina, V. O. Petrov. Astrakhan, 2006, pp. 19–24.
4. Devutskiy V. Theoriya muzykal'noy frazirovki: dis. … d-ra iskusstvovedeniya [The Theory of Musical Phrasing: Dissertation for the Degree of Doctor of Arts]. Moscow, 1998. 295 p.
5. Kazantseva L. P. Semantika tonal'nosti: voprosy metodologii issledovaniya [The Semantics of Tonality: Questions of Methodology]. Muzykal'noe soderzhanie: sovremennaya nauchnaya interpretatsiya: sb. nauch. st. [Musical Content: A Modern Scholarly Interpretation: Collection of Scholarly Articles]. Editorial board G. R. Taraeva, K. A. Zhabinsky; Rostov State S. V. Rachmaninoff Conservatory. Rostov-on-Don, 2006, pp. 117–135.
6. Kazaryan N. K. O madrigalakh Dzhezual'do [About the Madrigals of Gesualdo]. Iz istorii zarubezhnoy muzyki [From the History of Western European Music]. Comp. by R. K. Shirinyan. Issue 4. Moscow, 1980, pp. 28–54.
7. Kazaryan N. K. O printsipakh khromaticheskoy garmonii Dzhezual'do [About the Principals of Gesualdo’s Chromatic Harmony]. Istoriko-teoreticheskie voprosy zapadnoevropeiskoy muzyki (ot Vozrozhdeniya do romantizma): tr. GMPI im. Gnesinykh [Historical and Theoretical Issues of Western European Music (from the Renaissance to Romanticism): Research Works from the Gnesin’s Musical Pedagogical Institute]. Comp. by R. K. Shirinyan. Issue 40. Moscow, 1978, pp. 100–118.
8. Kudryashov A. Yu. Theoriya muzikal'nogo soderzhaniya. Khudozhestvennye idei evropeyskoy muzyki XVII– XX vv. [The Theory of Musical Content. Artistic Ideas in Western European Music from the 17th to the 20th Centuries]. St. Petersburg: Lan', 2010. 432 p.
9. Medushevskiy V. V. O zakonomernostyakh i sredstvakh khudozhestvennogo vozdeystviya muzyki [About the Regular Laws and Means of the Artistic Impact of Music]. Moscow: Muzyka, 1976. 254 p.
10. Turgenev I. S. Pesn' torzhestvuyushchey lyubvi [The Song of Triumphant Love]. Turgenev I. S. Pesn' torzhestvuyushchey lyubvi: sb. povestey [The Song of Triumphant Love: Collection of Stories]. Voronezh, 1980, pp. 363–383.
11. Kholopova V. N. Dva tipa musykal'nykh emotsiy: konkretno-tematicheskie i obshchedinamicheskie [Two Types of Musical Emotions: Concrete-Thematic and Regular-Dynamical]. Semantika muzykal'nogo yazyka: materialy nauch. konf. 29–31 marta 2005 goda [Semantics of the Musical Language: Materials of the Scholarly Conference, March 29–31, 2005]. Executive Editor I. S. Stogniy. Russian Gnesin’s Academy of Music]. Moscow, 2006, pp. 25–32.
12. Kholopova V. N. Muzykal'nye emotsii: ucheb. posobie dlya muz. vuzov i vuzov iskusstv [Musical Emotions: Textbook for Higher Educational Institutions in Music and the Arts]. Moscow: Mul'tiprint, 2010. 346 p.
13. Kholopova V. N. Teorii muzykal'nogo soderzhaniya, muzykal'noy germenevtiki, muzykal'noy semantiki: skhodstvo i razlichiya [The Theories of Musical Content, Musical Hermeneutics, Musical Semantics: Similarity and Differences]. Zhurnal Obshchestva teorii muzyki [Journal of the Society for Music Theory]. 2014. No. 1 (5), pp. 20–42. URL: http://journal-otmroo.ru/sites/journal-otmroo.ru/files/Kholopova%20V.N._2014_1_%285%29.pdf.
14. Shaymukhametova L. N. Migrating Intonational Formulae as the Phenomenon of Musical Thinking. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2011. No. 2 (9), pp. 18–26. (In Russ.)
15. Shestakov V. P. Ot etosa k affektu. Istoriya muzikal'noy estetiki ot antichnosti do XVIII veka [From Ethos to Affect. The History of Musical Aesthetics from Antiquity to the 18th Century]. Moscow: Muzyka, 1975. 352 p.
16. Jameson F. The Ideology of the Text. Salmagundi. Vol. 31/32. 1975/1976, pp. 204–246.
17. Meyer M. F. That Whale Among the Fishes – Theory of Emotions. Psychological Review. 1933. Vol. 40, pp. 292–300.
18. Mounin G. Introduction а la simiologie. Paris: Minuit, 1970. 256 p.
19. Nattiez J. J. Musicologie generale et semiologie. Paris: Christian Bourgois, 1987. 144 p.
20. Powers H. S. Language Models and Musical Analysis. Ethnomusicology. 1980. Vol. 24. No. 1, pp. 1–60.
21. Shaymukhametova L. Bach and Newton: Artistic Parallels (About the Creative Content of the Urtext of the Inventions and Sinfonias). Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2016. No. 3 (24), pp. 15–20. DOI: 10.17674/1997-0854.2016.3.015-020.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)