Акустическая платформа развитой хроматики в итальянском мадригале XVI века

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Vladislav E. Devutsky

Аннотация

В статье даётся историческая реконструкция процессов вокально-хорового интонирования в итальянском хроматическом мадригале XVI века. Показано, что существовали реальные возможности сочетания чистого (натурального) строя и весьма развитой хроматической шкалы (Лука Маренцио, Карло Джезуальдо, Клаудио Монтеверди). Метод автора статьи заключается в том, что для конкретного хроматического фрагмента составляется особая интервальная партитура (выраженная в центах), на основе которой даются рекомендации по интонированию. Осуществление подобной системы микроинтонирования требует введения четырёх видов полутонов. Их сочетание может образовывать большое количество конкретных хроматических гамм, рассчитанных на красивое звучание натуральных интервалов и аккордов.

Ключевые слова: мадригал, исполнение мадригалов, чистый строй, натуральный строй, темперация, микрохроматика, Джезуальдо, Маренцио

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Devutsky, V. E. (2010). Акустическая платформа развитой хроматики в итальянском мадригале XVI века. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (2), 32–38. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/547
Раздел
Музыкальный язык в исторической эволюции
Биография автора

Vladislav E. Devutsky, Воронежская государственная академия искусств

Девуцкий Владислав Эдуардович –
доктор искусствоведения,
профессор кафедры теории музыки

Библиографические ссылки

1. Dubravskaja T. N. Muzyka jepohi Vozrozhdenija. XVI vek // Istorija polifonii. T. 2 B. – M.: Muzyka, 1996.
2. Kazarjan N. K. O madrigalah Dzhezual'do // Iz istorii zarubezhnoj muzyki. – M.: Muzyka, 1980. – Vyp. 4.
3. Kazarjan N. K. O principah hromaticheskoj garmonii Dzhezual'do // Istoriko-teoreticheskie voprosy zapadnoevropejskoj muzyki (ot Vozrozhdenija do Romantizma): tr. GMPI im. Gnesinyh. – M., 1978. – Vyp. 40.
4. Tiftikidi N. F. Ot mazhoro-minora do giperhromatiki // Garmonija: problemy nauki i metodiki. – Rostov n/D, 2002.
5. Holopov Ju. N. Prakticheskie rekomendacii k opredeleniju lada v starinnoj muzyke // Garmonija: problemy nauki i metodiki. – Rostov n/D, 2002.
6. Lovinski E. Tonality and atonality in Sixteenthcentury music. – Bercley; Los Angeles, 1961.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)