Концепция Второй симфонии Густава Малера на пересечении романтических и модернистских тенденций
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Раскрывая образно-эмоциональный мир Второй симфонии
Малера, автор подчёркивает мысль о том, что адекватная
оценка сложнейшего замысла невозможна без серьёзного пе-
ресмотра общеэстетической платформы раннего творчества
композитора. В произведении обнаруживается перекрестное
сочетание уже уходящих с исторической сцены романтиче-
ских идей с быстро набирающим силу (во Франции, Герма-
нии, Австрии) модернистским направлением. Автор статьипоказывает, что ранний Малер фактически является уже
сложившимся адептом модернистского искусства. В ходе му-
зыкального анализа пяти частей Второй симфонии раскры-
ваются черты новейшей эстетики надвигающегося ХХ века.
Это отражается в безудержной фантазии, способности к со-
пряжению весьма далеких идей, синтетичности, условности,
символизме музыкальных образов.
Творчество Малера конца 80 – начала 90-х годов XIX
века хронологически не вписывается в историю европейского
модернизма. Его становление принято связывать лишь с на-
чалом нового столетия, и это показывает удивительные грани
таланта композитора, фактически предвосхитившего приход
нового эпохального явления. Концепционное решение Вто-
рой симфонии имеет известные противоречия, логично раз-
решимые в свете двойственной природы малеровского твор-
чества, на равных развивающего как романтическую, так и
модернистскую линии. Новым языком композитор выражает
художественные идеи огромной глубины. Программное ре-
шение двух первых симфоний объединяется образом молодо-
го поэта-романтика, склонного воспринимать мир в ирреаль-
ной плоскости. Он страстно жаждет счастья и обретает его в
вере во всеобщую Гармонию мироздания.
Ключевые слова: симфонии Малера, музыкалный роман-
тизм, музыкальный модернизм
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.

Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Barsova I. Simfonii Gustava Malera [The Symphonies of Gustav Mahler]. Second edition. Saint Petersburg: Izdatelstvo N. I. Novikova, 2010. 580 р.
3. Vargaftik A. Gustav Maler: rasstavanie s illyuziyami [Gustav Mahler: Parting with Illusions]. Partitury tozhe ne goryat [Music Scores do not Burn Either]. Moscow: Klassika – XXI Press, 2006, pp. 13–34.
4. Danuser H. Maler segodnya – v pole napriazheniya mezhdu modernizmom i postmodernizmom [Mahler Today – in the Field of Tension Between Modernism and Postmodernism]. Muzykal’naya akademiya [Musical Academy], 1994, no. 1, pp. 140–151.
5. Devutsky V. Pervaya simfoniya Gustava Malera: osobennosti muzykal’no-dramaturgicheskoy kontseptsii [The First Symphony of Gustav Mahler: Peculiarities of the Musical and Dramaturgical Concept]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship], 2012, no. 1 (10), pp. 142–149.
6. Zherebin A. Venskiy modern kak utopiya sinteza [Viennese Modernism as an Utopia of Synthesis]. Voprosy filosofii [Issues of Philosophy], 2012, no. 2, pp. 147–151.
7. Maler segodnya [Mahler Today]. Muzykal’naya akademiya [Musical Academy], 1994, no. 1, pp. 139–220.
8. Mikheyeva L. Tematicheskye svyazi i zamysel I–IV simfoniy Malera [The Thematic Connections and Conceptions of Symphonies N. 1–4 by Mahler]. Voprosy teorii i estetiki muzyki [Issues of the Theory and Aesthetics of Music], issue 9. Moscow: Muzyka Press, 1969, pp. 119–144.
9. Rozenshil’d K. Gustav Maler [Gustav Mahler]. Moscow: Muzyka Press, 1975. 209 p.
10. Tarakanov M. Maler [Mahler]. Muzyka XX veka: ocherki [20th Century Music: Essays]. Part 1, book 2: 1890 – 1917. Moscow: Muzyka Press, 1977, pp. 157–198.
11. Tikhomirov A. Ekspressionizm [Expressionism]. Modernizm: analiz i kritika osnovnykh napravleniy [Modernism: Analysis and Critique of the Main Trends]. Moscow: Iskusstvo Press, 1980, pp. 30–57.