Вселенская мистерия 1906 года: духовная концепция Восьмой симфонии Густава Малера
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Философско-поэтический и музыкальный замысел сложнейшей партитуры Густава Малера – Восьмой сим-
фонии – рассмотрен с позиций претворения композитором раннемодернистской эстетики и воплощения идеи
Вселенской мистерии. Выбор текстов (средневековая молитва «Veni, creator spiritus» и заключительная сцена
гётевского «Фауста»), на первый взгляд непредсказуемый, ставит в один понятийно-символический ряд триаду
Божественное – Человеческое – Богочеловеческое. Величественная молитва первой части происходит в мисте-
рийном пространстве Paradiso. Мистерийное действо второй части симфонии разыгрывается как бы на грани-
це Рая и дикого места, где собрались предстоящие люди. Главным действующим лицом становится гётевская
Маргарита, встречающая вместе с остальными посвящёнными вновь прибывших и признающая душу Фауста.
Через образ гётевской Маргариты, сопровождающей душу Фауста в Горний мир, композитор показывает ми-
стический и торжественный вход земного человечества в Рай. В статье показываются все детали воплощения
мистерийного замысла Густава Малера.
Таким образом, музыкальное решение симфонии намного шире как текста молитвы «Veni, creator spiritus»,
так и заключительной сцены «Фауста». Композитор использует принцип монотематизма, объединяя общей
интонационной тканью всю мистерию, что способствует последовательному и убедительному воплощению
огромного философски-космогонического замысла.
Ключевые слова: Восьмая симфония Густава Малера, симфония-мистерия, Малер и музыкальный модер-
низм.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.

Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Barsova I. A. Simfonii Gustava Malera [The Symphonies of Gustav Mahler]. Second Edition. St. Petersburg: N. I. Novikov Publishing House, 2010. 580 р.
3. Danuser H. Maler segodnya – v pole napryazheniya mezhdu modernizmom i postmodernizmom [Mahler today – in the Field of Tension Between Modernism and Postmodernism]. Muzykal’naya akademiya [Musical Academy]. 1994, No 1, pp. 140–151.
4. Devutsky V. E. Osobennosti tembrovoy dramaturgii Tretiey simfonii Gustava Malera [The Specific Features of the Timbre Dramaturgy of Gustav Mahler’s Third Symphony]. Problemy muzykal’noj nauki [Music Scholarship], 2015, no. 1 (18), pp. 108–119.
5. Devutsky V. E. Rannie simfonii Gustava Malera [The Early Symphonies of Gustav Mahler]. GmbH, Deutschland: Palmarium Academic Press, 2014. 80 p.
6. Zherebin A. I. Venskiy modern kak utopiya sinteza [The Viennese Moderne as a Utopia of Synthesis]. Voprosy filosofii [Questions of Philosophy]. 2012, No. 2, pp. 147–151.
7. Maler segodnia [Mahler Today]. Muzykal’naya akademiya [Musical Academy]. 1994, No. 1, pp. 139– 220.
8. Mikheyeva L. V. Tematicheskie svyazi i zamysel I–IV simfoniy Malera [The Thematic Connections and the Conceptions of Mahler’s Symphonies 1 – 4]. Voprosy teorii i estetiki muzyki [Questions of the Theory and Aesthetics of Music]. Issue 9. Moscow: Muzyka, 1969, pp. 119–144.
9. Rosenschil’d K. K. Gustav Maler [Gustav Mahler]. Moscow: Muzyka, 1975. 209 p.
10. Tarakanov M. E. Maler [Mahler]. Muzyka XX veka: ocherki [20th Century Music: Essays]. Part 1, Book 2: 1890–1917. Moscow, 1977, pp. 157–198.
11. Tikhomirov A. Ekspressionizm [Expressionism]. Modernizm: analiz i kritika osnovnykh napravleniy [Modernism: Analysis and Critique of the Main Directions]. Moscow: Iskusstvo, 1980, pp. 30–57.
12. Bahr H. Die Moderne / Wunberg G. unter Mitarbeit von Braackenburg J. J. (Hg). Die Wiener Moderne. Literatur, Kunst und Musik zwischen 1890 und 1910. Stuttgart, 1981. S. 30–57.