Особенности тембровой драматургии Третьей симфонии Густава Малера
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Оригинальность драматургического решения Третьей сим-
фонии Густава Малера автор статьи видит в том, что компо-
зитор впервые в истории европейской музыки широко при-
меняет средства своеобразного инструментального театра и
тембровой драматургии. Рассматривая с этой точки зрения
содержание симфонии, он находит существенное противоре-
чие первоначальных программных намерений композитора с
осуществлённым результатом.
Малер целенаправленно воплощает романтический сю-
жет, в котором герой ищет своё место в жизни, чистосердеч-
но заблуждается и находит, в конце концов, истинный путь к
счастью и всеобщей Гармонии.
Драматически сложная история показана композитором
с помощью персонифицированных инструментальных тем-
бров. Наподобие актёров театральной постановки, они разы-
грывают яркий музыкальный спектакль.
Особая роль принадлежит тембру любимых Малером
валторн, символизирующих образ романтического героя.
Близки им высокие трубы и тромбоны. Злое начало вопло-
щено в тембрах фаготов, низких виолончелей и контрабасов.
Мир счастья и недостижимой Всеобщей Гармонии передают
высокие струнные, арфы, флейты, иногда гобои и английский
рожок.
Введённое в партитуру слово (Ницше, Арним и Брента-
но), участие солирующего меццо-сопрано, хора мальчиков и
женского хора в опосредованной форме передают сложные
философские и нравственно-эстетические искания героя.
Подробный анализ партитуры выявляет непротиворечивое
воплощение содержательной концепции темброво-звуковы-
ми ресурсами.
Ключевые слова: симфонии Малера, инструментальный
театр, тембровая драматургия
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Barsova I. A. Simfonii Gustava Malera [The Symphonies of Gustav Mahler]. Second Edition. St. Petersburg: Izd-vo im. N. I. Novikova, 2010. 580 р.
3. Vargaftik A. M. Gustav Maler: rasstavanie s illiuziyami [Gustav Mahler: A Parting with Illusions]. Partitury tozhe ne goryat [Scores Also do not Burn]. Moscow, 2006, pp. 13–34.
4. Danuzer G. Maler segodnya – v pole napryazheniya mezhdu modernizmom i postmodernizmom [Danuser H. Mahler Today – in the Field of Tension Between Modernism and Postmodernism]. Muzykal’naya akademiya [Musical Academy]. 1994, No. 1, pp. 140–151.
5. Devutskiy V. E. Kontseptsiya Vtoroy simfonii Gustava Malera na peresechenii romanticheskikh i modernistskikh tendentsiy [The Main Conception of Gustav Mahler’s Second Symphony at the Crossroads between Romantic and Modernist Tendencies]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship]. 2013, No. 2 (13), pp. 176–186.
6. Devutskiy V. E. Pervaya simfoniya Gustava Malera: osobennosti muzykal’no-dramaturgicheskoy kontseptsii [The First Symphony of Gustav Mahler: Specific Features of its Musical and Dramaturgic Concept]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship]. 2012, No. 1 (10), pp. 142–149.
7. Zherebin A. I. Venskiy modern kak utopiya sinteza [Viennese Modernism as a Utopia of Synthesis]. Voprosy filosofii [Questions of Philosophy]. 2012, No. 2, pp. 147–151.
8. Maler segodnya [Mahler Today]. Muzykal’naya akademiya [Musical Academy]. 1994, No. 1, pp. 139–220.
9. Mikheyeva L. V. Tematicheskie svyazi i zamysel I–IV simfoniy Malera [The Thematic Connections and Conception of Symphonies No. 1 – 4 by Mahler]. Voprosy teorii i estetiki muzyki [Problems of the Theory and Aesthetics of Music]. Issue 9. Moscow, 1969, pp. 119–144.
10. Rozenshil’d K. K. Gustav Maler [Gustav Mahler]. Moscow: Muzyka Press, 1975. 209 p.
11. Tarakanov M. E. Maler [Mahler]. Muzyka XX veka: ocherki [Twentieth Century Music: Essays]. Part 1, Book 2: 1890–1917. Moscow, 1977, pp. 157–198.
12. Tikhomirov A. Ekspressionizm [Expressionism]. Modernizm: analiz i kritika osnovnykh napravleniy [Modernism: Analysis and Critique of the Main Areas]. Moscow, 1980, pp. 30–57.