Мелодия и интонация
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Музыковедческое понятие мелодии, при всей его ёмкости и самодостаточности, тесно связано с другим клю-
чевым понятием – «интонация». Об этом свидетельствует постоянно наблюдаемая в обиходе музыкантов лёг-
кость замены одного из них другим. Сведéние интонации к мелодии особенно характерно для музыкантов,
мыслящих линейно – вокалистов и исполнителей на струнных и духовых инструментах. Научная мысль также
прибегает к сближению и даже порой взаимозаменяемости этих понятий. Отсюда необходимость задуматься
над разграничением понятий мелодии и интонации, спецификой каждого из них и правомерностью их сближе-
ния и взаимозамены. Для этого использовано сопоставление двух понятий по нескольким параметрам и рас-
смотрение их в структуре музыкального содержания. Так обнаруживается их близость как носителей смыслов
и достаточная дистанцированность по другим параметрам. Учитывая, что даже в области смыслообразования
мелодия и интонация не совпадают, взаимная замена понятий становится невозможной. Они почти уравни-
ваются лишь в тех случаях, когда речь идёт о выразительном одноголосном мотиве или фразе (например, в
некоторых риторических фигурах).
Ключевые слова: мелодия, интонация, музыкальное содержание, Б. В. Асафьев.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Aranovsky М. G. Melodika S. Prokof'eva [Sergei Prokofiev’s Melodic Writing]. Leningrad: Мuzyka Press, 1969. 231p.
3. Asaf'ev В. V. Muzykal'naya forma kak protsess [Musical Form as a Process]. Leningrad: Мuzyka Press, 1971. 376 p.
4. Garbuzov N. А. Zonnaya priroda zvukovysotnogo slukha [The Zonal Nature of Pitch Auditory Perception]. Мoscow; Leningrad: Izd-vо АN SSSR, 1948. 86 p.
5. Zemtsovsky I. I. Chelovek muzitsiruyushchiy – chelovek intoniruyushchiy – chelovek artikuliruyushchiy [The Musical Human Being – The Intonating Human Being – The Articulating Human Being]. Мuzykal’naya kommunikatsiya: sb. nauch. tr. Ser. «Problemy muzykоznaniya» [Musical Communication: Compilation of Musical Articles of the Series “Issues of Musicology”]. Issue 8. St. Petersburg, 1996, pp. 97–103.
6. Intonatsia [Intonation]. Muzykal'nyy slovar' Grouva [Grove's Dictionary of Music]. Translated from English by L. O. Akopyan. Мoscow: Praktika, 2001. P. 355.
7. Kazantseva L. P. Osnovy muzykal'nogo soderzhaniya [Foundations of the Theory of Musical Content]. Аstrakhan: Volga, 2009. 367 p.
8. Кremlev Yu. А. Intonatsiya i obraz v muzyke [Intonation and Image in Music]. Кremlev Yu. А. Izbr. st. [Selected Articles]. Leningrad, 1976, pp. 58–70.
9. Меdushevsky V. V. Dvoystvennost’ muzykal’noy formy i vospriyatiye muzyki [The Dual Nature of Musical Form and The Perception of Music]. Vospriyatiye muzyki [The Perception of Music]. Мoscow, 1980, pp. 178–194.
10. Меdushevsky V. V. Intonatsionnaya teoriya v istoricheskoy perspective [The Theory of Intonation in a Historical Perspective]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music]. 1985, No. 7, pp. 66–70.
11. Riman H. Intonatsia [Intonation]. Riman H. Muzykal'nyy slovar' [Riemann H. A Musical Dictionary] Translation from the 5th German Edition by B. Jurgenson. Мoscow, 2004, р. 355.
12. Sokhor А. N. Intonatsia [Intonation]. Мuzykal’naya entsiklopediya [Musical Encyclopedia]. Editor-in-Chief Yu. Keldysh. Мoscow, 1974. Volume 2, pp. 550–557.
13. Тyulin Yu. N. Ucheniye o garmonii [Teaching on Harmony]. Мoscow; Leningrad: Мuzgiz, 1939. 190 p.
14. Kholopovа V. N. Fenomen muzyki [The Phenomenon of Music]. Мoscow; Berlin: Direkt-Меdia, 2014. 384 p.
15. Kholopov Yu. N. Melodiya [Melody]. Мuzykal’naya entsiklopediya [Musical Encyclopedia]. Editor-in-Chief Yu. Keldysh. Мoscow, 1976. Volume 3, pp. 511–530.
16. Shaymukhametova L. N. Migriruyushchaya intonatsionnaya formula i semanticheskiy kontekst muzykal’noy temy [The Migrating Formula of Intonation and the Semantic Context of the Musical Theme]. Мoscow: State Institute for Art Studies, 1999. 318 p.
17. Yavorsky B. L. Konstruktsiya melodicheskogo protsessa [The Construction of the Melodic Process]. Belyaeva-Ekzemplyarskaya S., Yavorskiy B. Struktura mеlodii: tr. [The Structure of the Melody: Articles]. State Academy of the Arts. Мoscow, 1929, pp. 7–36.
18. Yavorsky B. L. Stroyenie muzykal’noy rechi: materialy i zametki [The Structure of Musical Speech. Materials and Notes]. Мoscow, 1908. 40 p.
19. Intonation. Harvard Dictionary of Music. Ed. W. Apel. 2 ed. Cambridge, Massachusets: The Belknap Press of Harvard University Press, 1969. Р. 421.
20. Intonation. The International Cyclopedia of Music and Musicians. O. Thompson, ed. by Bruce. 10th ed. London; NY: Dodd, Mead, Bohle, 1975. Р. 1080.
21. Intonation. The New Grove Dictionary of Music and Musicians. S. Sadie, ed. In 29 vol. 2 ed. L.: Grove, 2001. Vol. 12, pp. 502– 505.
22. Intonation. The Oxford Dictionary of Music. M. Kennedy, J. Kennedy, T. Rutherford-Johnson, ed. 6 ed. L.: Oxford university Press, 2013. Р. 420.