«Здесь русский дух…» К 145-летию со дня рождения С. В. Рахманинова
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
На долю Сергея Рахманинова выпала жизненная и творческая судьба, полная суровых испытаний, что определялось коренным переломом исторической ситуации, в которой Россия оказалась на самом острие глобальных процессов. Композитор в полной мере прочувствовал и художественно осмыслил такие категории, как русский путь и русская идея. По тем же причинам названные категории выдвинулись на переднюю линию поиска в отечественной философской мысли, и в постижение данной проблематики наиболее значимый вклад внёс Н. А. Бердяев. Воссоздание русского пути в произведениях Рахманинова чаще всего сопряжено с печальными раздумьями, с обременённостью нескончаемыми заботами и тяготами и наполнено извечной тоской, а раскрытие русской идеи базируется у него на принципе крайностей, поляризованных сущностей, о чём со всей определённостью высказывался и Бердяев. Сумрачному тонусу противопоставлялось яркое жизнелюбие. Раскрывается и иной вариант крайностей русского характера: с одной стороны, варваристика русского «максимализма», а с другой, – высόты духовности и отсветы «божественного». Бердяев в русском человеке отмечал устремлённость к иной жизни, к «нездешнему», что у Рахманинова порождало такое кардинальное для его творчества качество, как элегичность, связанное с внутренними борениями и напряжёнными духовными исканиями.
Ключевые слова: музыкальная культура России, С. В. Рахманинов, Н. А. Бердяев, русская ментальность, русский путь, русская идея.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Berdyaev N. A. Russkaya ideya [The Russian Idea]. Moscow: AST, 2007. 286 p.
3. Bryantseva V. N. S. V. Rakhmaninov [S. V. Rachmaninoff]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1976. 645 p.
4. Val’kova V. B. S. V. Rakhmaninov: letopis’ zhizni i tvorchestva [S. V. Rachmaninoff: Chronicle of Life and Creativity]. Tambov: Publishing House of R. V. Pershin, 2017. 276 p.
5. Demchenko A. I. Sakral’nye monumenty S. V. Rakhmaninova [Sacred Monuments of S. V. Rachmaninoff]. Observatoriya kul’tury [Observatory of Culture]. 2013. No. 5, pp. 72–77.
6. Demchenko A. I. Sergey Rakhmaninov. Zvezdy i ternii «russkogo puti» [Sergei Rachmaninoff. The Stars and Thorns of the “Russian Path”]. Tambov: Publishing House of R. V. Pershin, 2013. 140 p.
7. Demchenko A. I. Tvorchestvo Rakhmaninova i magistrali khudozhestvennogo protsessa ego vremeni [The Musical Output of Rachmaninoff and the Magistrals of the Artistic Process of His Time]. Demchenko A. I. Izbrannye stat’i o muzyke [Selected Articles about Music]. Issue 4. Saratov, 2005, pp. 157–166.
8. Keldysh Yu. V. Rakhmaninov i ego vremya [Rachmaninoff and His Time]. Moscow: Muzyka, 1973. 742 p.
9. Lyakhovich A. V. Simvolika v pozdnikh proizvedeniyakh Rakhmaninova [Symbolism in the Later Works of Rachmaninoff]. Tambov: Publishing House of R. V. Pershin, 2013. 184 p.
10. Nikitin B. S. Sergey Rakhmaninov [Sergei Rachmaninoff]. Moscow: Klassika-XXI, 1993. 208 p.
11. Rakhmaninov i mirovaya kul’tura [Rachmaninoff and World Culture]. Comp. by I. N. Vanovskaya. Tambov: Publishing House of R. V. Pershin, 2014. 294 p.
12. Sviridov G. V. Muzyka kak sud’ba [Music as Destiny]. Comp. by A. S. Belonenko. Moscow: Molodaya gvardiya, 2002. 800 p.
13. S. V. Rakhmaninov i problema istoricheskoy pamyati Rossii [S. V. Rachmaninoff and the Problem of the Historical Memory of Russia]. Comp. by I. N. Vanovskaya. Tambov: Publishing House of R. V. Pershin, 2016. 220 p.
14. Sergey Rakhmaninov. Istoriya i sovremennost’ [Sergei Rachmaninoff. History and Modernity]. Ed., comp. by A. M. Tsucker, N. V. Beketova. Rostov-on-Don: RGK, 2005. 488 p.
15. Skvortsova I. A. Printsipy moderna v tvorchestve Rakhmaninova [The Principles of the Style Modern in the Music of Rachmaninoff]. Muzykal’naya akademiya [Musical Academy]. 2014. No. 3, pp. 111–119.
16. Tsuker A. M. Rakhmaninov v mire massovoy muzykal’noy kul’tury [Rachmaninoff in the World of Mass Musical Culture]. Muzykal’naya akademiya [Musical Academy]. 2013. № 2, pp. 20–27.