Первый из «шестидесятников». К 85-летию Родиона Щедрина

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Alexander I. Demchenko

Аннотация

Родион Щедрин был первым в ряду так называемых «шестидесятников», которые выдвинулись на ведущие позиции советского искусства в 1960-е годы. Его вхождение в круг крупных мастеров началось в середине 1950-х (Первый фортепианный концерт, балет «Конёк-Горбунок»), и уже тогда в его творчестве вызревали зёрна того, что впоследствии широко развернётся в плоскости усложнённо-драматической образности (Первая симфония, опера «Не только любовь»). В начале 1960-х утверждение новых принципов звукового мышления в немалой степени было связано с обращением к техникам авангарда второй волны (пик авангардных устремлений приходится на Третий фортепианный концерт). При этом самое главное состояло в том, что коренным образом изменился интонационный контур музыки Щедрина, и господствующей идеей стал дух раскрепощения, о чём свидетельствовали произведения публицистической направленности (Вторая симфония, «Поэтория», оратория «Ленин в сердце народном», опера «Мёртвые души»). Раскрывая мир личности, композитор более всего акцентировал интеллектуальное начало (фортепианный цикл «24 прелюдии и фуги»), которому нередко сопутствовал ярко выраженный артистизм (балет «Кармен-сюита»). Многое в творчестве Щедрина смыкалось с урбанистической стихией, сказавшись широким внедрением рационально-конструктивных элементов и мощной энергетикой (начиная с Первой фортепианной сонаты). Повышенная интенсивность жизненного пульса нашла преломление и в эмоционально-психологической сфере, что привело к сильнейшему драматизму мировосприятия, достигнув своего апогея в балете «Анна Каренина». Впоследствии трагический тонус ослабевает (балеты «Чайка» и «Дама с собачкой»), и с конца 1980-х годов композитор отходит от крайностей авангарда, тяготея к прояснению и просветлению образного строя.

Ключевые слова: советские композиторы-шестидесятники, Родион Щедрин, эволюция творчества и стилистика сочинений Щедрина.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Demchenko, A. I. (2017). Первый из «шестидесятников». К 85-летию Родиона Щедрина. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (4), 7–15. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2017.4.007-015
Раздел
Музыка ХХ века
Биография автора

Alexander I. Demchenko, Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова

Демченко Александр Иванович, профессор, доктор искусствоведения

Библиографические ссылки

1. Demchenko A. I. Baletnaya poetika Rodiona Shchedrina [The Poetics of the Ballet by Rodion Shchedrin]. Rodion Shchedrin: materialy k tvorcheskoy biografii [Rodion Shchedrin: Materials for a Creative Biography]. Ed. by E. S. Vlasova. Moscow, 2007, pp. 372–394.
2. Demchenko A. I. Osvoboditel’naya epopeya v zerkale muzykal’nogo iskusstva Rossii [The Emancipatory Epic in the Mirror of the Musical Art of Russia]. Saarbrucken (Germany): Lambert Academic Publishing, 2017. 428 p.
3. Demchenko A. I. Otnyud’ ne goszakaz! [Not in the Least a State Commission!]. Muzykant-klassik [Musician Klassik]. 2017. No. 7–8, pp. 10–12.
4. Demchenko A. I. Polstoletiya nazad. Dialog lichnosti i sredy v otechestvennom iskusstve 1960-kh godov [Half a Century Ago. The Dialogue Between the Individual and the Environment in the Russian Art of the 1960s]. Muzyka v sovremennom mire: nauka, pedagogika, ispolnitel’stvo [Music in the Modern World: Scholarship, Pedagogy, Performance]. Tambov, 2017, pp. 45–68.
5. Zav’yalov E. N., Zhossan N. Yu. Kontsert dlya orkestra № 4 «Khorovody» Rodiona Shchedrina [Concerto for Orchestra No. 4 “Round Dances” by Rodion Shchedrin]. Aktual’nye problemy kul’tury, iskusstva i khudozhestvennogo obrazovaniya [Topical Problems of Culture, Art and Artistic Education]. Issue 16. Orenburg, 2014, pp. 234–250.
6. Komissinskiy V. G. O dramaturgicheskikh printsipakh tvorchestva R. Shchedrina [On the Dramaturgic Principles of the Music of Rodion Shchedrin]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1978. 192 p.
7. Likhachyova I. V. Muzykal’nyy teatr Rodiona Shchedrina [The Musical Theatre of Rodion Shchedrin]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1977. 208 p.
8. Matusevich A. P. Vozrozhdenie “Mertvykh dush” [The Revival of the “Dead Souls”]. OperaNews. 2012. February 26.
9. Melikova L. B. 24 prelyudii i fugi R. Shchedrina [24 Preludes and Fugues by Rodion Shchedrin]. Aktual’nye problemy iskusstvoznaniya: muzyka – lichnost’ – kul’tura [Topical Problems of Art Studies: Music – Personality – Culture]. Saratov, 2012, pp. 37–46.
10. Paisov Yu. A. Khor v tvorchestve Rodiona Shchedrina [The Chorus in the Works of Rodion Shchedrin]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1992. 240 p.
11. Prokhorova I. A. Rodion Shchedrin. Nachalo puti [Rodion Shchedrin. The Beginning of the Path]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1989. 72 p.
12. Sazonov A. A. Aspekty ispol’zovaniya udarnykh instrumentov v proizvedeniyakh R. Shchedrina [Aspects of Use of Percussion Instruments in the Works by Rodion Shchedrin]. Muzyka v sovremennom mire: nauka, pedagogika, ispolnitel’stvo [Music in the Modern World: Scholarship, Pedagogy, Performance]. Tambov, 2012, pp. 182–194.
13. Tarakanov M. E. Tvorchestvo Rodiona Shchedrina [The Works of Rodion Shchedrin]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1980. 328 p.
14. Kholopova V. N. Put’ po tsentru. Kompozitor Rodion Shchedrin [The Path along the Center. Composer Rodion Shchedrin]. Moscow: Kompozitor, 2000. 310 p.
15. Shchedrin R. K. Avtobiograficheskie zapisi [Autobiographical Notes]. Moscow: AST, 2008. 288 p.
16. Gerlach H. Zum Schaffen von Rodion Schtschedrin [About the Musical Works of Rodion Shchedrin]. Berlin: Press-Union, 1982. 242 p.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 3 4 > >>