Тонально развивающаяся ричеркарная фуга

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Boris D. Napreyev

Аннотация

История эволюции фуги свидетельствует о её неиссякаемом художественном потенциале. Около 400 лет
положение фуги в корпусе музыкальных форм неопровержимо прочное. Эта прочность обеспечена постоян-
ной её эволюцией. Столетие от середины XVII века до середины XVIII века, в свою очередь, состоит из двух
этапов. Первый из них (до начала XVIII века): становление собственно фуги (с набором основных признаков)
в виде вариационной (реперкуссионной) структуры тонально устойчивой её формы. Второй (первая половина
XVIII века): появление тонально развивающейся фуги, где именно она предопределила дальнейший ход своего
эволюционного развития в направлении синтеза гомофонных принципов формообразования с полифониче-
скими.
Это время стало фундаментом замечательных событий в истории фуги, идеи эволюции которой в полной
мере подтвердили крепость связей традиций начала XVIII века (искусство И. С. Баха, Г. Ф. Генделя) с новатор-
скими поисками В. А. Моцарта. Связи эти оплодотворили тот путь и смысл эволюции фуги, который россий-
ский музыковед Б. В. Асафьев назвал «моцартовским полифонизмом». Именно данный тип полифонизма стал
фундаментом развития европейской (мировой) профессиональной музыки вплоть до наших дней.

Ключевые слова: эволюция фуги, ричеркар, ричеркарность, тональная система, тональный план фуги, тонально развивающаяся фуга, ричеркарная фуга, рассредоточенная фуга, оркестровая фуга, фугато.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Napreyev, B. D. (2017). Тонально развивающаяся ричеркарная фуга. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (2), 78–87. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2017.2.078-087
Раздел
Теория музыки
Биография автора

Boris D. Napreyev, Петрозаводская консерватория им. А. К. Глазунова

Напреев Борис Дмитриевич, доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки и
композиции

Библиографические ссылки

1. Dubravskaya T. N. Kompositsionnye idei Motsarta v svete istoricheskoy evolutsii muzykalnoy formy: final simfonii “Yupiter” [The Compositional Ideas of Mozart in Light of the Historical Evolution of Musical Forms: the Finale of the “Jupiter” Symphony]. Motsart v dvizhenii (po materialam mezhdunarodnoy konferentsii) [Mozart in the Motion of Time (on the Materials of the International Conference)]. Moscow, 2009, pp. 48–59.
2. Kuregyan T. S. Gomofoniya i polifoniya litsom k litsu: smeshannye formy [Homophony and Polyphony Face to Face: Mixed Forms]. V prostranstve smyslov: tekst i intertekst: sbornik statey [In the Space of Meanings: Text and Intertext: a Collection of Articles]. Petrоzavodsk State A. K. Glazunov Conservatory. Petrozavodsk, 2016, pp. 44–54.
3. Kuregyan T. S. Richerkar [The Ricercar]. Muzykal’naya entsiklopediya [Music Encyclopedia]. Ed. by Yu. V. Keldysh. Moscow, 1978. Volume 4, col. 671–672.
4. Milka A. P. “Muzykal’noe prinoshenie” I. S. Baha. K rekonstruktsii i interpretatsii [“A Musical Offering” by J. S. Bach. Concerning its Reconstruction and Interpretation]. Moscow: Muzyka, 1999. 304 p.
5. Milka A. P. Polifoniya: uchebnik dlya muzykal’nykh vusov. Ch. 1 [Counterpoint: a Textbook for Musical Higher Institutions]. Part 1. St. Petersburg: Kompositor, 2016. 336 p.
6. Milka A. P. Polifoniya: uchebnik dlya muzykal’nykh vusov. Ch. 2 [Counterpoint: a Textbook for Musical Higher Institutions]. Part 2. St. Petersburg: Kompositor, 2016. 248 p.
7. Napreyev B. D. Orkestr i fuga. Problevy vzaimodeistvia [The Orchestra and the Fugue]. Palmarium Academic Publishing. Saarbrucken, 2013. 163 p.
8. Napreyev B. D. Tak fuga ili fugato? [So is it a Fugue or Fugato?]. Petrozavoddsk: Publishing House of the Petrozavodsk State University, 2014. 138 p.
9. Napreyev B. D. Richerkar, richerkarnost’, tonal’no ustoychivaya fuga [The Ricercar, the Ricercar Style, and the Tonally Stable Fugue]. Problemy muzyikal’noj nauki [Music Scholarship]. 2016. No. 4 (25), pp. 13–22.
10. Petrash A. L. Zhanry poslerenessansnoy instrumental’noy muzyki i stanovlenie sonaty i siuity [The Genres of Post-Renaissance Instrumental Music and the Formation of Sonatas and Suites]. Voprosy teorii i estetiki muzyki [Questions of Theory and Aesthetics of Music]. Issue 14. Moscow: Muzyka, 1975, pp. 177–201.
11. Protopopov Vl. V. Ocherki po istorii instrumental’nykh form XVI – nachala XIX veka [Essays on the History of Instrumental forms of the 16th and Early 19th Century]. Moscow: Muzyka, 1979. 327 p.
12. Ruch’evskaya E. A. Klassicheskaya muzyikal’naya forma: uchebnik po analizu [Classical Musical Form: a Textbook for Analysis]. St. Petersburg: Kompozitor. 2004. 299 S.
13. Ruch’evskaya E. A. Raboty raznyih let. T. 1: Stat’i. Zametki. Vospominaniya [Works of Different Years. Volume 1: Articles. Notes. Memoirs]. St. Petersburg: Kompozitor, 2011. 486 p.
14. Simakova N. A. Kontrapunkt strogogo stilya i fuga: khrestomatiya [Strict Style Counterpoint and Fugue: A Chrestomathy]. Moscow: Kompozitor, 2010. 335 p.
15. Kholopov Yu. N. Kategorii tonal’nosti i lada v muzyike Palestriny [Categories of Key and Harmony in the Music of Palestrina]. Kholopov Yu. N. O printsipakh kompozitsii starinnoy muzyiki: stat’i i materialy [Concerning the Principles of Composition of Early Music: Articles and Materials]. Moscow State P. I. Tchaikovsky Conservatory. Moscow, 2015, pp. 260–274.
16. Shveitser A. Iogann Sebastian Bakh [Albert Schweitzer. Johann Sebastian Bach]. Tr. by Ya. Druskin, Kh. Strekalovskaya. Moscow: Klassika-XXI, 2002. 802 p.
17. Caldwel John. Ricercare. The New Grouve Dictonary of Music and Musicians. Second Edition. Volume 21. S. 325–328.
18. Kim Minji. Significance and effect of the “stile antico” in Hendel’s oratorios. Early Music. Founded by J. M. Thomson; Ed. Tess Knigton; Acting ed. John Milsom. London: Oxford Univ. Press, 2011. Vol. 39, no. 4, pp. 563–573.
19. Kirkendale Warren. Fuga und Fugato in der Kammermusik des Rococo und der Klassik [The Fugue and the Fugato in the Chamber Music of the Rococo and Classicism]. Published by Hans Schneider Tutzing, 1966. 367 S.
20. Melamed Daniel R. Johann Sebastian Bach, Johann Gottfried Walther und die Musik von Giovanni Pierluigi da Palestrina [Johann Sebastian Bach, Johann Gottfried Walther and the Music of Giovanni Pierluigi da Palestrina]. Bach-Jahruch [Bach Yearbook]. On behalf of the Neue Bachgesellschaft ed. by Hans-Joachim Schulze and Christoph Wolff. Leipzig: Evangelische Verlagsanstalt, 2012. Jhrg. 98. S. 73–93.
21. Scholz Bernhard. Lehre vom Kontrapunkt und den Nachahmungen [Teaching of Counterpoint and Imitation]. Leipzig, 1904. 176 S.