Тонально развивающаяся ричеркарная фуга
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
История эволюции фуги свидетельствует о её неиссякаемом художественном потенциале. Около 400 лет
положение фуги в корпусе музыкальных форм неопровержимо прочное. Эта прочность обеспечена постоян-
ной её эволюцией. Столетие от середины XVII века до середины XVIII века, в свою очередь, состоит из двух
этапов. Первый из них (до начала XVIII века): становление собственно фуги (с набором основных признаков)
в виде вариационной (реперкуссионной) структуры тонально устойчивой её формы. Второй (первая половина
XVIII века): появление тонально развивающейся фуги, где именно она предопределила дальнейший ход своего
эволюционного развития в направлении синтеза гомофонных принципов формообразования с полифониче-
скими.
Это время стало фундаментом замечательных событий в истории фуги, идеи эволюции которой в полной
мере подтвердили крепость связей традиций начала XVIII века (искусство И. С. Баха, Г. Ф. Генделя) с новатор-
скими поисками В. А. Моцарта. Связи эти оплодотворили тот путь и смысл эволюции фуги, который россий-
ский музыковед Б. В. Асафьев назвал «моцартовским полифонизмом». Именно данный тип полифонизма стал
фундаментом развития европейской (мировой) профессиональной музыки вплоть до наших дней.
Ключевые слова: эволюция фуги, ричеркар, ричеркарность, тональная система, тональный план фуги, тонально развивающаяся фуга, ричеркарная фуга, рассредоточенная фуга, оркестровая фуга, фугато.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Kuregyan T. S. Gomofoniya i polifoniya litsom k litsu: smeshannye formy [Homophony and Polyphony Face to Face: Mixed Forms]. V prostranstve smyslov: tekst i intertekst: sbornik statey [In the Space of Meanings: Text and Intertext: a Collection of Articles]. Petrоzavodsk State A. K. Glazunov Conservatory. Petrozavodsk, 2016, pp. 44–54.
3. Kuregyan T. S. Richerkar [The Ricercar]. Muzykal’naya entsiklopediya [Music Encyclopedia]. Ed. by Yu. V. Keldysh. Moscow, 1978. Volume 4, col. 671–672.
4. Milka A. P. “Muzykal’noe prinoshenie” I. S. Baha. K rekonstruktsii i interpretatsii [“A Musical Offering” by J. S. Bach. Concerning its Reconstruction and Interpretation]. Moscow: Muzyka, 1999. 304 p.
5. Milka A. P. Polifoniya: uchebnik dlya muzykal’nykh vusov. Ch. 1 [Counterpoint: a Textbook for Musical Higher Institutions]. Part 1. St. Petersburg: Kompositor, 2016. 336 p.
6. Milka A. P. Polifoniya: uchebnik dlya muzykal’nykh vusov. Ch. 2 [Counterpoint: a Textbook for Musical Higher Institutions]. Part 2. St. Petersburg: Kompositor, 2016. 248 p.
7. Napreyev B. D. Orkestr i fuga. Problevy vzaimodeistvia [The Orchestra and the Fugue]. Palmarium Academic Publishing. Saarbrucken, 2013. 163 p.
8. Napreyev B. D. Tak fuga ili fugato? [So is it a Fugue or Fugato?]. Petrozavoddsk: Publishing House of the Petrozavodsk State University, 2014. 138 p.
9. Napreyev B. D. Richerkar, richerkarnost’, tonal’no ustoychivaya fuga [The Ricercar, the Ricercar Style, and the Tonally Stable Fugue]. Problemy muzyikal’noj nauki [Music Scholarship]. 2016. No. 4 (25), pp. 13–22.
10. Petrash A. L. Zhanry poslerenessansnoy instrumental’noy muzyki i stanovlenie sonaty i siuity [The Genres of Post-Renaissance Instrumental Music and the Formation of Sonatas and Suites]. Voprosy teorii i estetiki muzyki [Questions of Theory and Aesthetics of Music]. Issue 14. Moscow: Muzyka, 1975, pp. 177–201.
11. Protopopov Vl. V. Ocherki po istorii instrumental’nykh form XVI – nachala XIX veka [Essays on the History of Instrumental forms of the 16th and Early 19th Century]. Moscow: Muzyka, 1979. 327 p.
12. Ruch’evskaya E. A. Klassicheskaya muzyikal’naya forma: uchebnik po analizu [Classical Musical Form: a Textbook for Analysis]. St. Petersburg: Kompozitor. 2004. 299 S.
13. Ruch’evskaya E. A. Raboty raznyih let. T. 1: Stat’i. Zametki. Vospominaniya [Works of Different Years. Volume 1: Articles. Notes. Memoirs]. St. Petersburg: Kompozitor, 2011. 486 p.
14. Simakova N. A. Kontrapunkt strogogo stilya i fuga: khrestomatiya [Strict Style Counterpoint and Fugue: A Chrestomathy]. Moscow: Kompozitor, 2010. 335 p.
15. Kholopov Yu. N. Kategorii tonal’nosti i lada v muzyike Palestriny [Categories of Key and Harmony in the Music of Palestrina]. Kholopov Yu. N. O printsipakh kompozitsii starinnoy muzyiki: stat’i i materialy [Concerning the Principles of Composition of Early Music: Articles and Materials]. Moscow State P. I. Tchaikovsky Conservatory. Moscow, 2015, pp. 260–274.
16. Shveitser A. Iogann Sebastian Bakh [Albert Schweitzer. Johann Sebastian Bach]. Tr. by Ya. Druskin, Kh. Strekalovskaya. Moscow: Klassika-XXI, 2002. 802 p.
17. Caldwel John. Ricercare. The New Grouve Dictonary of Music and Musicians. Second Edition. Volume 21. S. 325–328.
18. Kim Minji. Significance and effect of the “stile antico” in Hendel’s oratorios. Early Music. Founded by J. M. Thomson; Ed. Tess Knigton; Acting ed. John Milsom. London: Oxford Univ. Press, 2011. Vol. 39, no. 4, pp. 563–573.
19. Kirkendale Warren. Fuga und Fugato in der Kammermusik des Rococo und der Klassik [The Fugue and the Fugato in the Chamber Music of the Rococo and Classicism]. Published by Hans Schneider Tutzing, 1966. 367 S.
20. Melamed Daniel R. Johann Sebastian Bach, Johann Gottfried Walther und die Musik von Giovanni Pierluigi da Palestrina [Johann Sebastian Bach, Johann Gottfried Walther and the Music of Giovanni Pierluigi da Palestrina]. Bach-Jahruch [Bach Yearbook]. On behalf of the Neue Bachgesellschaft ed. by Hans-Joachim Schulze and Christoph Wolff. Leipzig: Evangelische Verlagsanstalt, 2012. Jhrg. 98. S. 73–93.
21. Scholz Bernhard. Lehre vom Kontrapunkt und den Nachahmungen [Teaching of Counterpoint and Imitation]. Leipzig, 1904. 176 S.