Пять фуг из «Хорошо темперированного клавира» (том II) И. С. Баха «в прочтении» В. А. Моцарта

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Boris D. Napreyev

Аннотация

Вторая половина XVIII века полна событиями в области эволюции музыкального языка и средств формообразования. На волне острых противоречий между искусством барокко (многими современниками именуемым «старым», «учёным» стилем) и принципами, утверждаемыми галантным стилем, оформляется некий новый стиль, названный Борисом Асафьевым «моцартовским полифонизмом». Разумеется, стремление
к обновлению музыкального языка и средств формообразования происходит на всех «этажах» музыки тех времён и захватывает в свой вихрь немало творцов, но Асафьев, приписывая многие достижения того времени Моцарту, справедлив. Моцарт же, в свою очередь, оказался вовлечённым в эту эволюционную стихию непререкаемой силой баховских достижений. Одним из первых действий Моцарта, в изумлении откликнувшегося на величественность баховской музыки (и на совершенство его творческих установок), стало сочинение фуги «Для Констанции», а также оригинальная обработка для струнного квартета пяти клавирных фуг И. С. Баха. Эти творения представляются фундаментальными не только для Моцарта, но и для эпохи в целом, когда речь идёт о том стремительном процессе эволюции фуги, который ознаменовался финалом симфонии «Юпитер» самого Моцарта и дал могущественный толчок для дальнейшего развития этой полифонической формы на все времена.

Ключевые слова: эволюция фуги, ричеркар, ричеркарность, контрапунктический стиль, галантный стиль.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Napreyev, B. D. (2019). Пять фуг из «Хорошо темперированного клавира» (том II) И. С. Баха «в прочтении» В. А. Моцарта. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (1), 37–45. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2019.1.037-045
Раздел
Теория музыки
Биография автора

Boris D. Napreyev, Петрозаводская консерватория им. А. К. Глазунова

Напреев Борис Дмитриевич, доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки и композиции

Библиографические ссылки

1. Abert G. V. A. Motsart: v 2 ch., 4 kn. [Abert H. W. A. Mozart: In 2 Parts, 4 Books]. Translation from the German and Comments by K. K. Sakva. 2nd edition. Moscow: Muzyka, 1983. Part 2, Book 1. 520 p.; 1990. Part 2, Book 2. 560 p.
2. Asaf'ev B. V. Izbrannye sochineniya: v 5 t. [Selected Works: In 5 Volumes]. Vol. 1. Moscow: Publishing House of the Academy of Sciences of the USSR, 1952. T. 1. 400 p.
3. Aslanishvili Sh. S. Printsipy formoobrazovaniya v fugakh I. S. Bakha [The Principles of Form-Generation in the Fugues of J. S. Bach]. Tbilisi: Khelovneva, 1975. 86 p.
4. Vyazkova E. V. Ot struktury k smyslu [From Structure to Meaning]. Tret'i bakhovskie chteniya. Khorosho temperirovannyy klavir, tom vtoroy: materialy nauch. konf. [The Third Bach Conference. The Well-Tempered Clavier, Volume Two: Materials of Scholarly Conference]. St. Petersburg State Conservatory. St. Petersburg, 1996, pp. 18–26.
5. Gerver L. L. O temakh i tematicheskikh sochetaniyakh v instrumental'nykh fugakh Motsarta [About the Themes and Thematic Combinations in Mozart’s Instrumental Fugues]. Uchenye zapiski Rossiyskoy akademii muzyki imeni Gnesinykh [Scholarly Papers of the Russian Gnesins’ Academy of Music]. No. 2. Moscow, 2002, pp. 42–54.
6. Gerver L. L. O chem soobshchaet nazvanie richerkara v kontse XVI – nachale XVII vv. [What does the Name of the Ricercar Convey in the Late 16th and the Early 17th Centuries]. Uchenye zapiski Rossiyskoy akademii muzyki imeni Gnesinykh [Scholarly Papers of Russian Gnesins’ Academy of Music]. No. 2. Moscow, 2016, pp. 8–18.
7. Druskin M. S. Iogann Sebast'yan Bakh [Johann Sebastian Bach]. Moscow: Muzyka, 1982. 382 p.
8. Dubravskaya T. N. Kompozitsionnye idei Motsarta v svete istoricheskoy evolyutsii muzykal'noy formy: final simfonii «Yupiter» [The Compositional Ideas of Mozart in Light of the Historical Evolution of the Musical Form: the Finale of the “Jupiter” Symphony]. Motsart v dvizhenii vremeni (po materialam mezhdunar. konf.) [Mozart in the Motion of Time (Based on the Materials of the International Conference)]. Ed. by M. Katunyan. Moscow, 2009, pp. 48–59.
9. Kyuregyan T. S. Gomofoniya i polifoniya litsom k litsu: smeshannye formy [Homophony and Polyphony Face to Face: Mixed Forms]. V prostranstve smyslov: tekst i intertekst [In the Space of Meanings: Text and Intertext]. Ed. by E. G. Okuneva. Petrozavodsk State A. K. Glazunov Conservatory. Petrozavodsk, 2016, pp. 44–54.
10. Laul R. Kh. Tri etyuda o fugakh KhTK I. S. Bakha [Three Sketches about Fugues of the Well-Tempered Clavier by J. S. Bach]. Aleksandr Naumovich Dolzhanskiy: sb. st. k 100-letiyu so dnya rozhdeniya [Alexander Naumovich Dolzhansky: A Collection of Articles Commemorating the Centennial Anniversary of His Birth]. Ed. by K. Yuzhak. St. Petersburg, 2008, pp. 331–366.
11. Mil'shteyn Ya. I. Khorosho temperirovannyy klavir I. S. Bakha i osobennosti ego ispolneniya [The Well- Tempered Clavier by J. S. Bach and Features of Its Performance]. Moscow: Klassika-XXI, 2002. 352 p.
12. Motsart V. A. Pis'ma [Mozart W. A. Letters]. Comp. by A. Rozinkin, Ed. by A. Parin. Moscow: Agraf, 2000. 448 p.
13. Napreev B. D. The Ricercar, the Ricercar Style, and the Tonally Stable Fugue. Problemy muzykal'noj nauki/ Music Scholarship. 2016. No. 4, pp. 13–22. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2016.4.013-022.
14. Napreev B. D. The Ricercar Qualities of the Fugue in C major (“For Constanze”) by Mozart. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2018. No. 1, pp. 7–15. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2018.1.007-015.
15. Napreev B. D. Tak fuga ili fugato? [So is it Fugue or Fugato?]. Petrozavodsk: Publishing House of the Petrozavosk State University, 2014. 138 p.
16. Rukavishnikov V. N. Polifoniya Motsarta: kommentirovannaya khrestomatiya [Mozart’s Polyphony: A Commented Chrestomathy]. Moscow: Muzyka, 1981. 111 p.
17. Eynshteyn A. Motsart. Lichnost'. Tvorchestvo [Einstein A. Mozart. Personality. Creativity]. Translation from the German by E. M. Zaks. Moscow: Muzyka, 1977. 454 p.
18. Jennarelli Leone M. The Letter of von Heufeld to Leopold Mozart: a New Proposal (The Context). Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2018. No. 1, pp. 59–65. DOI: 10.17674/1997-0854.2018.1.059-065.
19. Kirkendale W. Fuga und Fugato in der Kammermusik des Rococo der Klassik. Verlegt bei Hans Schneider: Tutzing, 1966. 357 S.
20. Mozart. Einzelstùcke für Klavier. Urtext. B. 4. Herausgegeben Wolfgang Plath. Kassel: Bärenreiter-Verlag, 1982. Vorwort. S. XI.