Пять фуг из «Хорошо темперированного клавира» (том II) И. С. Баха «в прочтении» В. А. Моцарта
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Вторая половина XVIII века полна событиями в области эволюции музыкального языка и средств формообразования. На волне острых противоречий между искусством барокко (многими современниками именуемым «старым», «учёным» стилем) и принципами, утверждаемыми галантным стилем, оформляется некий новый стиль, названный Борисом Асафьевым «моцартовским полифонизмом». Разумеется, стремление
к обновлению музыкального языка и средств формообразования происходит на всех «этажах» музыки тех времён и захватывает в свой вихрь немало творцов, но Асафьев, приписывая многие достижения того времени Моцарту, справедлив. Моцарт же, в свою очередь, оказался вовлечённым в эту эволюционную стихию непререкаемой силой баховских достижений. Одним из первых действий Моцарта, в изумлении откликнувшегося на величественность баховской музыки (и на совершенство его творческих установок), стало сочинение фуги «Для Констанции», а также оригинальная обработка для струнного квартета пяти клавирных фуг И. С. Баха. Эти творения представляются фундаментальными не только для Моцарта, но и для эпохи в целом, когда речь идёт о том стремительном процессе эволюции фуги, который ознаменовался финалом симфонии «Юпитер» самого Моцарта и дал могущественный толчок для дальнейшего развития этой полифонической формы на все времена.
Ключевые слова: эволюция фуги, ричеркар, ричеркарность, контрапунктический стиль, галантный стиль.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Asaf'ev B. V. Izbrannye sochineniya: v 5 t. [Selected Works: In 5 Volumes]. Vol. 1. Moscow: Publishing House of the Academy of Sciences of the USSR, 1952. T. 1. 400 p.
3. Aslanishvili Sh. S. Printsipy formoobrazovaniya v fugakh I. S. Bakha [The Principles of Form-Generation in the Fugues of J. S. Bach]. Tbilisi: Khelovneva, 1975. 86 p.
4. Vyazkova E. V. Ot struktury k smyslu [From Structure to Meaning]. Tret'i bakhovskie chteniya. Khorosho temperirovannyy klavir, tom vtoroy: materialy nauch. konf. [The Third Bach Conference. The Well-Tempered Clavier, Volume Two: Materials of Scholarly Conference]. St. Petersburg State Conservatory. St. Petersburg, 1996, pp. 18–26.
5. Gerver L. L. O temakh i tematicheskikh sochetaniyakh v instrumental'nykh fugakh Motsarta [About the Themes and Thematic Combinations in Mozart’s Instrumental Fugues]. Uchenye zapiski Rossiyskoy akademii muzyki imeni Gnesinykh [Scholarly Papers of the Russian Gnesins’ Academy of Music]. No. 2. Moscow, 2002, pp. 42–54.
6. Gerver L. L. O chem soobshchaet nazvanie richerkara v kontse XVI – nachale XVII vv. [What does the Name of the Ricercar Convey in the Late 16th and the Early 17th Centuries]. Uchenye zapiski Rossiyskoy akademii muzyki imeni Gnesinykh [Scholarly Papers of Russian Gnesins’ Academy of Music]. No. 2. Moscow, 2016, pp. 8–18.
7. Druskin M. S. Iogann Sebast'yan Bakh [Johann Sebastian Bach]. Moscow: Muzyka, 1982. 382 p.
8. Dubravskaya T. N. Kompozitsionnye idei Motsarta v svete istoricheskoy evolyutsii muzykal'noy formy: final simfonii «Yupiter» [The Compositional Ideas of Mozart in Light of the Historical Evolution of the Musical Form: the Finale of the “Jupiter” Symphony]. Motsart v dvizhenii vremeni (po materialam mezhdunar. konf.) [Mozart in the Motion of Time (Based on the Materials of the International Conference)]. Ed. by M. Katunyan. Moscow, 2009, pp. 48–59.
9. Kyuregyan T. S. Gomofoniya i polifoniya litsom k litsu: smeshannye formy [Homophony and Polyphony Face to Face: Mixed Forms]. V prostranstve smyslov: tekst i intertekst [In the Space of Meanings: Text and Intertext]. Ed. by E. G. Okuneva. Petrozavodsk State A. K. Glazunov Conservatory. Petrozavodsk, 2016, pp. 44–54.
10. Laul R. Kh. Tri etyuda o fugakh KhTK I. S. Bakha [Three Sketches about Fugues of the Well-Tempered Clavier by J. S. Bach]. Aleksandr Naumovich Dolzhanskiy: sb. st. k 100-letiyu so dnya rozhdeniya [Alexander Naumovich Dolzhansky: A Collection of Articles Commemorating the Centennial Anniversary of His Birth]. Ed. by K. Yuzhak. St. Petersburg, 2008, pp. 331–366.
11. Mil'shteyn Ya. I. Khorosho temperirovannyy klavir I. S. Bakha i osobennosti ego ispolneniya [The Well- Tempered Clavier by J. S. Bach and Features of Its Performance]. Moscow: Klassika-XXI, 2002. 352 p.
12. Motsart V. A. Pis'ma [Mozart W. A. Letters]. Comp. by A. Rozinkin, Ed. by A. Parin. Moscow: Agraf, 2000. 448 p.
13. Napreev B. D. The Ricercar, the Ricercar Style, and the Tonally Stable Fugue. Problemy muzykal'noj nauki/ Music Scholarship. 2016. No. 4, pp. 13–22. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2016.4.013-022.
14. Napreev B. D. The Ricercar Qualities of the Fugue in C major (“For Constanze”) by Mozart. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2018. No. 1, pp. 7–15. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2018.1.007-015.
15. Napreev B. D. Tak fuga ili fugato? [So is it Fugue or Fugato?]. Petrozavodsk: Publishing House of the Petrozavosk State University, 2014. 138 p.
16. Rukavishnikov V. N. Polifoniya Motsarta: kommentirovannaya khrestomatiya [Mozart’s Polyphony: A Commented Chrestomathy]. Moscow: Muzyka, 1981. 111 p.
17. Eynshteyn A. Motsart. Lichnost'. Tvorchestvo [Einstein A. Mozart. Personality. Creativity]. Translation from the German by E. M. Zaks. Moscow: Muzyka, 1977. 454 p.
18. Jennarelli Leone M. The Letter of von Heufeld to Leopold Mozart: a New Proposal (The Context). Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2018. No. 1, pp. 59–65. DOI: 10.17674/1997-0854.2018.1.059-065.
19. Kirkendale W. Fuga und Fugato in der Kammermusik des Rococo der Klassik. Verlegt bei Hans Schneider: Tutzing, 1966. 357 S.
20. Mozart. Einzelstùcke für Klavier. Urtext. B. 4. Herausgegeben Wolfgang Plath. Kassel: Bärenreiter-Verlag, 1982. Vorwort. S. XI.