О подголосочной фуге

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Boris D. Napreyev

Аннотация

Наука о подголосочной полифонии русской народной про-
тяжной песни относительно молода, но достижения её ве-
сомы. Многие аспекты (особенности мелодики, принципы
взаимоотношений горизонтали и вертикали, приёмы варьи-
рования, жанровые характеристики) исследованы достаточно
глубоко. Не прошли незамеченными и проблемы взаимодей-
ствия закономерностей народной полифонии с профессио-
нальной полифонией западноевропейской музыки. Однако
они породили много вопросов. Уже в первой половине XIX
века эти вопросы всё настойчивее требовали ответов. При
этом великий М. И. Глинка не без оснований считал, что
объединение русской народной песни с жанрами европей-
ской музыки может дать хороший, яркий и свежий художе-
ственный результат. Сам он не успел реализовать свои идеи,
но верил в такую возможность. Предлагаемая статья даёт
рекомендации, как воплотить идеи Глинки и сочинить фугу
в народном стиле (подголосочную фугу). Автор статьи пред-
ставляет подголосочную пятиголосную фугу собственного
сочинения.

Ключевые слова: многоголосие, подголосочная полифония,
подголосок, протяжная песня, фуга, тема фуги, ответ в фуге, экс-
позиция фуги, реперкуссия в музыкальной композиции

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Napreyev, B. D. (2015). О подголосочной фуге. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (2), 22–27. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2015.2.19.022-027
Раздел
Теория музыки
Биография автора

Boris D. Napreyev, Петрозаводская консерватория им. А. К. Глазунова

Борис Дмитриевич Напреев – доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки и композиции

Библиографические ссылки

1. Asafyev B.V. Rechevaya intonazia [Intonation of Speech]. Moscow; Leningrad: Muzyka Press, 1965. 136 p.
2. Bershadskaya T. S. Osnovnye kompozitsionnye zakonomernosti mnogogolosiya russkoy narodnoy pesni [The Basic Compositional Consistent Patterns of Polyphony in Russian Folk Song]. Leningrad: Muzgiz, 1961. 156 p.
3. Glinka M. I. Literaturnye proizvedeniya i perepiska [Literary Works and Correspondence]. Volume 1. Moscow: Muzyka Press, 1973. 485 p.
4. Glinka M. I. Literaturnye proizvedeniya i perepiska [Literary Works and Correspondence]. Volume 2 (B). Moscow: Muzyka Press, 1977. 398 p.
5. Evseyev S. V. Russkaya narodnaya polifoniya [Russian Folk Polyphony]. Moscow: Muzgiz, 1960. 127 p.
6. Listopadov A. M. Pesni donskikh kazakov [Songs of the Don Cossacks]. Volume 1. Moscow: Muzgiz, 1949. 247 p.
7. Melgunov Y. N. Russkie narodnye pesni, neposredstvenno s golosov naroda zapisannye [Russian Folk Songs, Notated Directly from the Voices of the People]. Issue 1. Moscow: Tip. Lissnera, 1879. 90 p.
8. Napreyev B. D. Ludvig Bussler. Orkesyrovaya transkriptsiya klavirnoy fugi I.S. Bakha [Ludwig Bussler. Orchestral Transcription of the Keyboard Fugue by J. S. Bach]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship]. 2019, No. 1 (4), pp. 48–56.
9. Serov A. N. Muzyka yuzhno-russkikh pesen [Music of the Southern Russian Songs]. Moscow: Muzgiz, 1953. 33 p.
10. Skrebkov S. S. Polifonicheskiy analiz [Contrapuntal Analysis]. Moscow: Muzyka Press, 2009. 213 p.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)