О ричеркарности в фуге C dur «Хорошо темперированного клавира» (том I) И. С. Баха

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Boris D. Napreyev

Аннотация

Жанр инструментального ричеркара стал выразителем многих новаторских тенденций профессиональной
музыки XVII века. Именно в нём оказалось возможным объединить в некое логическое целое многие на-
ходки контрапунктической техники. По мнению автора статьи, подобной объединяющей силой стала ричеркарность,
охватывающая комплекс технических средств-признаков инструментального имитационного
ричеркара. Последний вобрал силу простых и сложных контрапунктов: весь объём инверсионной техники
и техники с дополнительными голосами, возможности увеличений и уменьшений материала, многообразие
канонических и простых имитационных форм, варьирование противосложений и др. Ричеркарность – это
не просто некий набор технических средств, но система, обеспечивающая их сложное взаимодействие. При
её использовании многоголосные образования, выполняющие функции первоначального соединения, спо-
собны дать нужное количество соединений производных. Убедительным образом применения И. С. Бахом
достоинств данной системы является его фуга C dur из «Хорошо темперированного клавира» (I). Автор ста-
тьи рассматривает технически приёмы, с помощью которых Бах достигает необыкновенного разнообразия
стретт в данной фуге.

Ключевые слова: ричеркар, ричеркарность, контрапунктическая техника, сложный контрапункт, фуга,
стретта, противосложение, И. С. Бах.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Napreyev, B. D. (2016). О ричеркарности в фуге C dur «Хорошо темперированного клавира» (том I) И. С. Баха. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (1), 13–19. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2016.1.013-019
Раздел
Теория музыки
Биография автора

Boris D. Napreyev, Петрозаводская государственная консерватория им. А. К. Глазунова

Напреев Борис Дмитриевич – 
доктор искусствоведения,
профессор кафедры теории музыки
и композиции

Библиографические ссылки

1. Busler L. Strogiy stil': uchebnik prostogo i slozhnogo kontrapunkta, imitatsii, fugi i kanona v tserkovnykh ladakh [Strict Style: A Textbook of Simple and Complex Counterpoint, Imitation, Fugue and Canon in Church Modes]. Translated from the German by S. I. Taneyev. 3rd Edition. Moscow: Muzgiz, 1925. 191 p.
2. Iogansen Yu. Dvukh-, trekh i chetyrekhgolosnyy prostoy, dvoynoy, troynoy i chetvernoy strogiy kontrapunkt [Johansen J. Two-, Three- and Four-Part Simple, Double, Triple and Quadruple Strict Counterpoint]. Translated from the German by N. Kazanli. Moscow; Leipzig, 1896. 106 p.
3. Kurth E. Osnovy linearnogo kontrapunkta [The Foundations of Linear Counterpoint]. Translated from the German by Z. Evald; Ed. B. Asafiev. Moscow: Muzgiz, 1931. 304 p.
4. Milka A. P. “Muzykalnoe prinoshenie” I. S. Bakha. K rekonstruktsii i interpretatsii [“The Musical Offering” by J. S. Bach. Towards Reconstruction and Interpretation]. Moscow: Muzyka, 1999. 263 p.
5. Napreyev B. D. Tak fuga ili fugato? [So, is it a Fugue or a Fugato?]. Petrozavodsk: Petrozavodsk State University Press, 2014. 138 p.
6. Napreyev B. D. O podgolosochnoy fuge [About the Supporting-Voice Fugue]. Problemy muzykal'noy nauki [Music Scholarship]. 2015, No. 2, pp. 22–27.
7. Pustyl'nik I. Ya. Prakticheskoe rukovodstvo k napisaniyu kanona [A Practical Guide to Writing a Canon]. Leningrad: Muzuka, 1975. 80 p.
8. Rovenko A. I. Prakticheskie osnovy strettno-imitatsionnoy polifonii [The Practical Foundations of Stretto-Imitative Counterpoint]. Moscow: Muzyka, 1986. 150 p.
9. Shcolz B. Lehre vom Kontrapunkt und den Nachahmungen (Teaching of Counterpoint and Imitations). Leipzig, 1904. 176 S.