О ричеркарности в фуге C dur «Хорошо темперированного клавира» (том I) И. С. Баха
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Жанр инструментального ричеркара стал выразителем многих новаторских тенденций профессиональной
музыки XVII века. Именно в нём оказалось возможным объединить в некое логическое целое многие на-
ходки контрапунктической техники. По мнению автора статьи, подобной объединяющей силой стала ричеркарность,
охватывающая комплекс технических средств-признаков инструментального имитационного
ричеркара. Последний вобрал силу простых и сложных контрапунктов: весь объём инверсионной техники
и техники с дополнительными голосами, возможности увеличений и уменьшений материала, многообразие
канонических и простых имитационных форм, варьирование противосложений и др. Ричеркарность – это
не просто некий набор технических средств, но система, обеспечивающая их сложное взаимодействие. При
её использовании многоголосные образования, выполняющие функции первоначального соединения, спо-
собны дать нужное количество соединений производных. Убедительным образом применения И. С. Бахом
достоинств данной системы является его фуга C dur из «Хорошо темперированного клавира» (I). Автор ста-
тьи рассматривает технически приёмы, с помощью которых Бах достигает необыкновенного разнообразия
стретт в данной фуге.
Ключевые слова: ричеркар, ричеркарность, контрапунктическая техника, сложный контрапункт, фуга,
стретта, противосложение, И. С. Бах.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Iogansen Yu. Dvukh-, trekh i chetyrekhgolosnyy prostoy, dvoynoy, troynoy i chetvernoy strogiy kontrapunkt [Johansen J. Two-, Three- and Four-Part Simple, Double, Triple and Quadruple Strict Counterpoint]. Translated from the German by N. Kazanli. Moscow; Leipzig, 1896. 106 p.
3. Kurth E. Osnovy linearnogo kontrapunkta [The Foundations of Linear Counterpoint]. Translated from the German by Z. Evald; Ed. B. Asafiev. Moscow: Muzgiz, 1931. 304 p.
4. Milka A. P. “Muzykalnoe prinoshenie” I. S. Bakha. K rekonstruktsii i interpretatsii [“The Musical Offering” by J. S. Bach. Towards Reconstruction and Interpretation]. Moscow: Muzyka, 1999. 263 p.
5. Napreyev B. D. Tak fuga ili fugato? [So, is it a Fugue or a Fugato?]. Petrozavodsk: Petrozavodsk State University Press, 2014. 138 p.
6. Napreyev B. D. O podgolosochnoy fuge [About the Supporting-Voice Fugue]. Problemy muzykal'noy nauki [Music Scholarship]. 2015, No. 2, pp. 22–27.
7. Pustyl'nik I. Ya. Prakticheskoe rukovodstvo k napisaniyu kanona [A Practical Guide to Writing a Canon]. Leningrad: Muzuka, 1975. 80 p.
8. Rovenko A. I. Prakticheskie osnovy strettno-imitatsionnoy polifonii [The Practical Foundations of Stretto-Imitative Counterpoint]. Moscow: Muzyka, 1986. 150 p.
9. Shcolz B. Lehre vom Kontrapunkt und den Nachahmungen (Teaching of Counterpoint and Imitations). Leipzig, 1904. 176 S.