Ричеркар, ричеркарность, тонально устойчивая фуга
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Новаторские тенденции европейской музыки XVII столетия ярко проявились в инструментальном ричеркаре,
который сформировал ричеркарность – комплекс признаков ричеркара, обеспеченный богатством контрапун-
ктической техники. Он стал не только важным формообразующим фактором, но и носителем содержательно-
сти в инструментальной музыке. Появление ричеркара и завоевание им передовых позиций в XVII веке созда-
ло основания для развития ряда инструментальных жанров, среди которых особый интерес представляет фуга.
Существует точка зрения, что ричеркар – это предшественник фуги. В статье выдвигается гипотеза о том,
что не ричеркар является предшественником фуги, а фуга становится последовательницей ричеркара. Такая
перестановка в паре «причина-следствие» порождает важный вопрос: где граница между ричеркаром и фугой
и чем она обеспечена?
Анализ многих ричеркаров позволяет найти эту границу и определить основную причину её появления:
становление тональной системы. Она обострила важность высотных отношений между различными разделами
формы и, постепенно заменяя традиционные ладо-гиполадовые отношения на тонико-доминантовые, создала
условия для появления тональных контрастов – новых и весьма эффективных – в вопросах формообразования.
Фуга XVII века, восприняв технический потенциал ричеркара и воспользовавшись силой тональных кон-
трастов, открыла новую страницу в истории музыки.
Ключевые слова: ричеркар, ричеркарность, мотет, месса, ладовая система, лад – гиполад, тональная систе-
ма, тональный план, фуга.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Drozhzhina M. N., Tonchuk P. O. O statuse fugi v sovremennom muzykoznanii [About the Status of the Fugue in Contemporary Music Scholarship]. Problemy muzykalnoj nauki [Music Scholarship]. 2015, No. 2 (19), pp. 28–35.
3. Dubravskaya T. N. Kompozitsionnye idei Motsarta v svete istoricheskoy evoliutsii muzykalnoy formy: final simfonii “Yupiter” [The Compositional Ideas of Mozart in Light of the Historical Evolution of Musical Forms: the Finale of the “Jupiter” Symphony]. Motsart v dvizhenii vremeni (po materialam mezhdunarodnoy konferentsii) [Mozart in the Motion of Time (on the Materials of the International Conference)]. Moscow: Kompozitor, 2009, pp. 48–59.
4. Kremlev Yu. A. Intonatsiya i obraz v muzyke: sb. st. [Intonation and Image in Music: Compilation of Articles]. Intonatsiya i muzykalnyy obraz [Intonation and the Musical Image]. Мoscow: Muzyka, 1965. 353 p.
5. Milka A. P. “Muzykalnoe prinoshenie” I. S. Bakha. K rekonstruktsii i interpretatsii [“The Musical Offering” by I. S. Bach. Concerning Reconstruction and Interpretation]. Moscow: Muzyka, 1999. 304 p.
6. Napreyev B. D. O richerkarnosti v fuge C dur “Khorosho temperirovannogo klavira” (tom I) I. S. Bakha [Concerning the Ricercar Qualities in the Fugue in C major from J. S. Bach’s Well-Tempered Clavier Book I]. Problemy muzykalnoj nauki [Music Scholarship]. 2016, No. 1 (22), pp. 13–19.
7. Petrash A. Zhanry poslerenessansnoy instrumentalnoy muzyki i stanovlenie sonaty i siuity [The Genres of Instrumental Music after the Renaissance and the Formation of Sonatas and Suites]. Voprosy teorii i estetiki muzyki [Questions of the Theory and Aesthetics of Music]. Issue 14. Leningrad: Muzyka, 1975, pp. 177–201.
8. Protopopov V. V. Ocherki po istorii instrumentalnykh form XVI – nachala XIX veka [Essays on the History of Instrumental Forms from the 16th to the beginning of the 19th Century]. Мoscow: Muzyka, 1979. 327 p.
9. Frayonov V. P. Fuga [Fugue]. Muzykal’naya entsiklopediya [Musical Encyclopedia]. Edited by Yu. V. Keldysh. Volume 5. Мoscow, 1981, col. 975–993.
10. Caldwell, John. Ricercare. The New Grove Dictonary of Music and Musicians. Volume Twenty-one. Second Edition. Volume 21, pp. 325–328.
11. Essi, Jùrgen. Der Augmentationskanon in BWV 769. Rekonstruktion eines möglichen Kompositionsprozesses [The Augmented Canon in BWV 769. Reconstruction of a Possible Compositional Process]. Bach-Jahbuchr [Bach’s Yearbook]. Hrsg. von Hans-Joachim Schulze und Christoph Wolff. Leipzig: Evangelische Verlagsanstalt, 2014. Jhrg.100. S. 27–43.
12. Ferraguto, Mark. Beethoven à la Moujik: Russianes and Learned Style in the “Rasumovsky” String Quartets. Journal of the American Musicological Society. Chicago: Univ. of Chicago Press, 2014. Volume 67, No. 1, pp. 77–123.
13. Kim, Minji. Significance Effect of the “Stile Antico“ in Hendel’s Oratorios. Early Music. London: Oxford Univ. Press, 2011. Volume 39, No. 4, pp. 563–573.
14. Melamed, Daniel R. Johann Sebastian Bach, Johann Gottfried Walther und die Music von Giovanni Pierluigi da Palestrina [Johann Sebastian Bach, Johann Gottfried Walther and the Music of Giovanni Pierluigi da Palestrina]. Bach-Jahbuchr [ Bach’s Yearbook]. Leipzig: Evangelische Veriagsanstalt, 2012. Jhrg. 98. S. 73–93.
15. Wilson, Glen. Bach,s “Art of Fugue”: Suggestions for the Last Gar. Early Music. London: Oxford Univ. Press, 2014. Volume 42, No. 2, pp. 249–257.