Карнавализация архетипа персоны в опере «Фальстаф» Дж. Верди
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Разработка концепта «архетип» актуальна в разных сферах научного знания. В статье представлен «ар-
хетип персоны» как «направленный тренд» (К. Г. Юнг) организации карнавальной модели культуры оперы
«Фальстаф» Дж. Верди. Ключом к раскрытию сущности архетипа в музыкальном произведении становят-
ся: психоаналитическая теория К. Г. Юнга, семиотическая теория карнавала М. М. Бахтина, теоретическое
обоснование архетипа как концепта культуры А. Ю. Большаковой и теория «мигрирующих интонационных
формул» Л. Н. Шаймухаметовой. Ядром архетипа персоны в опере является этнонациональная мифологема
Зевса-оленя. Генезис перевоплощений главного героя содержится в мифах, повествующих о преображениях
верховного бога Олимпийского Пантеона. Архетип персоны реализуется на экстрамузыкальном (вербаль-
ном) и интромузыкальном – морфологическом и лексическом уровнях. Образ персоны раскрывают универ-
сальные пространственные архетипы: дома – пути, и временные архетипы: дня – ночи. Ноосферическое
прорастание базового, наднационального архетипа актуализирует созвездие вариативных архетипов: куль-
турный герой, воин, рыцарь, Дон Жуан, антигерой, трикстер, шут (шутник), простак, чудак, король карна-
вала, мудрый старик, карнавальный смех. Музыкально-семантический анализ архетипа представляет оперу
как творческую лабораторию, в которой персона, моделируя свой образ, примеряет маски и стилевые наряды
различных эпох. Жанровые, фактурные, интонационные, ритмические стереотипы композитором интерпре-
тируются в пародийном ракурсе. Метаморфозы карнавализации репрезентируют полюса архетипа человече-
ской души: трикстер-король карнавала, антигерой-культурный герой, Дон Жуан-простак, рыцарь-шут, мудрый
старик-шутник и чудак.
Ключевые слова: Дж. Верди, Фальстаф, карнавальная модель культуры, мифологема Зевса, архетип персоны, стереотипные интонационные формулы.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Bol’shakova A. Yu. Arkhetip – kontsept – kul’tura [Archetype – Concept – Culture]. Voprosy filosofii [Questions of Philosophy]. 2010. No. 7, pp. 47–57.
3. Verdi Dzh. Izbrannye pis’ma [Verdi, Giuseppe. Selected Letters]. Compilation, Translation, Introduction and Notes by A. D. Bushen. Moscow: Muzgiz, 1959. 647 p.
4. Verdi Dzh. Fal’staf [Noty]: liricheskaya komediya v 3 deistviyakh [Verdi, G. Falstaff [Notes]: A Lyrical Comedy in 3 Acts]. Libretto by A. Boito; Russian text by N. Konchalovskaya. Piano-Vocal Score. Moscow: Muzgiz, 1963. 376 p.
5. Kirillina L. V. Klassicheskiy stil’ v muzyke XVIII – nachala XIX veka. Ch.3. Poetika i stilistika [The Classical Style in the Music of the 18th and Early 19th Centuries. Part 3. Poetics and Stylistics]. Moscow: Kompozitor, 2007. 376 p.
6. Konen V. D. Teatr i simfoniya. Rol’ opery v formirovanii klassicheskoy simfonii [The Theater and the Symphony. The Role of the Opera in the Formation of the Classical Symphony]. 2nd Edition. Moscow: Muzyka, 1975. 376 p.
7. Mann P. T. Freyd i budushchee. Nekruglaya godovshchina [Freud and the Future. An Asymmetrical Anniversary]. URL: https://knigogid.ru/books/221633-freyd-i-buduschee/toread/page-5 (10.05.2017).
8. Shaymukhametova L. N. Migriruyushchaya intonatsionnaya formula i semanticheskiy kontekst muzykal’noy temy [The Migratory Intonational Formula and the Semantic Context of Musical Theme]. Moscow: State Institute of Art, 1999. 318 p.
9. Yung K. G. O Vozrozhdenii. Psikhologiya Vozrozhdeniya [Jung C. G. Concerning the Renaissance. The Psychology of the Renaissance]. Yung K. G. Dusha i mif. Shest’ arkhetipov [Jung C. G. The Soul and Myth. Six Archetypes]. Translation from English. Kiev: State Library of Ukraine for Youth, 1996, pp. 165–182.
10. Yung K. G. O psikhologii obraza Trikstera [Jung C. G. Concerning the Psychology of the Trickster Image]. Ibid., pp. 214–226.
11. Yung K. G. Ob arkhetipakh kollektivnogo bessoznatel’nogo [Jung C. G. On the Archetypes of the Collective Unconscious]. Yung K. G. Arkhetip i simvol [Jung C. G. The Archetype and the Symbol]. 1991. URL: http://e-libra.ru/read/178510-arxetip-i-simvol.html (10.05.2017).