Карнавализация архетипа персоны в опере «Фальстаф» Дж. Верди

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Olga M. Plotnikova

Аннотация

Разработка концепта «архетип» актуальна в разных сферах научного знания. В статье представлен «ар-
хетип персоны» как «направленный тренд» (К. Г. Юнг) организации карнавальной модели культуры оперы
«Фальстаф» Дж. Верди. Ключом к раскрытию сущности архетипа в музыкальном произведении становят-
ся: психоаналитическая теория К. Г. Юнга, семиотическая теория карнавала М. М. Бахтина, теоретическое
обоснование архетипа как концепта культуры А. Ю. Большаковой и теория «мигрирующих интонационных
формул» Л. Н. Шаймухаметовой. Ядром архетипа персоны в опере является этнонациональная мифологема
Зевса-оленя. Генезис перевоплощений главного героя содержится в мифах, повествующих о преображениях
верховного бога Олимпийского Пантеона. Архетип персоны реализуется на экстрамузыкальном (вербаль-
ном) и интромузыкальном – морфологическом и лексическом уровнях. Образ персоны раскрывают универ-
сальные пространственные архетипы: дома – пути, и временные архетипы: дня – ночи. Ноосферическое
прорастание базового, наднационального архетипа актуализирует созвездие вариативных архетипов: куль-
турный герой, воин, рыцарь, Дон Жуан, антигерой, трикстер, шут (шутник), простак, чудак, король карна-
вала, мудрый старик, карнавальный смех. Музыкально-семантический анализ архетипа представляет оперу
как творческую лабораторию, в которой персона, моделируя свой образ, примеряет маски и стилевые наряды
различных эпох. Жанровые, фактурные, интонационные, ритмические стереотипы композитором интерпре-
тируются в пародийном ракурсе. Метаморфозы карнавализации репрезентируют полюса архетипа человече-
ской души: трикстер-король карнавала, антигерой-культурный герой, Дон Жуан-простак, рыцарь-шут, мудрый
старик-шутник и чудак.

Ключевые слова: Дж. Верди, Фальстаф, карнавальная модель культуры, мифологема Зевса, архетип персоны, стереотипные интонационные формулы.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Plotnikova, O. M. (2017). Карнавализация архетипа персоны в опере «Фальстаф» Дж. Верди. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (2), 35–41. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2017.2.035-041
Раздел
Музыка в системе культуры
Биография автора

Olga M. Plotnikova, Магнитогорская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки

Плотникова Ольга Михайловна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории и истории музыки

Библиографические ссылки

1. Bakhtin M. M. Tvorchestvo Fransua Rable i narodnaya kul’tura Srednevekov’ya i Renessansa [The Artistic Legacy of François Rabelais and the Folk Culture of the Middle Ages and the Renaissance]. Moscow: Khudozhestvennaya literatura, 1990. 541 p.
2. Bol’shakova A. Yu. Arkhetip – kontsept – kul’tura [Archetype – Concept – Culture]. Voprosy filosofii [Questions of Philosophy]. 2010. No. 7, pp. 47–57.
3. Verdi Dzh. Izbrannye pis’ma [Verdi, Giuseppe. Selected Letters]. Compilation, Translation, Introduction and Notes by A. D. Bushen. Moscow: Muzgiz, 1959. 647 p.
4. Verdi Dzh. Fal’staf [Noty]: liricheskaya komediya v 3 deistviyakh [Verdi, G. Falstaff [Notes]: A Lyrical Comedy in 3 Acts]. Libretto by A. Boito; Russian text by N. Konchalovskaya. Piano-Vocal Score. Moscow: Muzgiz, 1963. 376 p.
5. Kirillina L. V. Klassicheskiy stil’ v muzyke XVIII – nachala XIX veka. Ch.3. Poetika i stilistika [The Classical Style in the Music of the 18th and Early 19th Centuries. Part 3. Poetics and Stylistics]. Moscow: Kompozitor, 2007. 376 p.
6. Konen V. D. Teatr i simfoniya. Rol’ opery v formirovanii klassicheskoy simfonii [The Theater and the Symphony. The Role of the Opera in the Formation of the Classical Symphony]. 2nd Edition. Moscow: Muzyka, 1975. 376 p.
7. Mann P. T. Freyd i budushchee. Nekruglaya godovshchina [Freud and the Future. An Asymmetrical Anniversary]. URL: https://knigogid.ru/books/221633-freyd-i-buduschee/toread/page-5 (10.05.2017).
8. Shaymukhametova L. N. Migriruyushchaya intonatsionnaya formula i semanticheskiy kontekst muzykal’noy temy [The Migratory Intonational Formula and the Semantic Context of Musical Theme]. Moscow: State Institute of Art, 1999. 318 p.
9. Yung K. G. O Vozrozhdenii. Psikhologiya Vozrozhdeniya [Jung C. G. Concerning the Renaissance. The Psychology of the Renaissance]. Yung K. G. Dusha i mif. Shest’ arkhetipov [Jung C. G. The Soul and Myth. Six Archetypes]. Translation from English. Kiev: State Library of Ukraine for Youth, 1996, pp. 165–182.
10. Yung K. G. O psikhologii obraza Trikstera [Jung C. G. Concerning the Psychology of the Trickster Image]. Ibid., pp. 214–226.
11. Yung K. G. Ob arkhetipakh kollektivnogo bessoznatel’nogo [Jung C. G. On the Archetypes of the Collective Unconscious]. Yung K. G. Arkhetip i simvol [Jung C. G. The Archetype and the Symbol]. 1991. URL: http://e-libra.ru/read/178510-arxetip-i-simvol.html (10.05.2017).