Диалог культур в опере «Турандот» Дж. Пуччини

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Olga M. Plotnikova

Аннотация

Проблема диалога западной и восточной культур – одна из
фундаментальных в современном музыкознании – актуали-
зируется в художественном творчестве начала ХХ века. Рас-
смотрение оперы «Турандот» Дж. Пуччини сквозь призму
игрового хронотопа выявляет новые грани взаимодействия.
Автор опирается на культурологический метод анализа ме-
ханизма межкультурной коммуникации. Раскрывается «куль-
турный архив» китайских глубинных архетипических сим-
волов, получивших отражение в художественной концепции
произведения. В этнонациональной модели культуры Китая
акцентируются мифологемы Хаоса, Пути и Пятерицы, осве-
щается их проекция на уровень пространственно-временных
компонентов содержания и структуры. Диалог с китайской
традицией и диалогичность как приём музыкальной игровой
логики представлены в сценографии, драматургии, позици-
онировании образов, трактовке сцен. Диалог – испытание
загадками представителей различных культур – становится
драматургическим центром оперы. Отражая китайские куль-
турные ценности в жанре европейской традиции, Дж. Пуч-
чини провозглашает необходимость взаимообогащения, вза-
имообмена культур.

Ключевые слова: Дж. Пуччини, «Турандот», культура
Китая, итальянская опера, диалог культур, игровая логика,
Восток – Запад, межкультурные коммуникации

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Plotnikova, O. M. (2015). Диалог культур в опере «Турандот» Дж. Пуччини. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (1), 19–23. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2015.1.18.019-023
Раздел
Музыка в системе культуры
Биография автора

Olga M. Plotnikova, Магнитогорская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки

Ольга Михайловна Плотникова – кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории и истории музыки

Библиографические ссылки

1. Bibler V. S. Kul’tura. Dialog kul’tur (Opyt opredeleniya) [Culture. A Dialogue of Cultures (The Experience of Definitions)]. Voprosy filosofii [Issues of Philosophy]. 1989, No. 6, pp. 31–42.
2. Danilevich L. V. Dzhakomo Puchchini [Giacomo Puccini]. Moscow: Muzyka Press, 1969. 455 p.
3. Levashеva O. E. Puchchini i ego sovremenniki [Puccini and his Contemporaries]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1980. 425 p.
4. Lokk R. P. Rasshirennyy vzglyad na muzykal’nyy ekzotizm [Locke, Ralph P. A Broader View of Musical Exoticism]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship]. 2010, No. 1 (6), pp. 95–102; No. 2 (7), pp. 123–132.
5. Lotman Yu. M. Semiosfera [The Semiosphere]. St. Petersburg: Iskusstvo–SPb., 2000. 704 p.
6. Malyavin V. V. Kitayskaya tsivilizatsiya [Chinese Civilization]. Moscow: AST, 2001. 632 p.
7. Malyavin V. V. Sumerki Dao: Kul’tura Kitaya na poroge Novogo vremeni [The Twilight of Tao: Chinese Culture on the Threshold of Modern Times]. Moscow: AST, 2000. 448 p.
8. Puchchini Dzh. Pis’ma [J. Puccini. Letters]. Compilation, Edition, Comments and Introductory Article by T. G. Keldysh. Leningrad: Muzyka Press, 1971. 368 p.
9. Puchchini Dzh. Turandot [Music]: liricheskaya drama v 3 d., 5 k. [J. Puccini. Turandot: Lyrical Drama in 3 acts, 5 scenes]. Libretto by J. Adami and R. Simoni; Translation by V. Bykov. Leningrad: Muzyka Press, 1980. 447 p.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)