Фрактальная геометрия Сонаты № 10 А. Н. Скрябина
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Физико-математический концепт «фрактал», определивший формирование современной парадигмы
естествознания, инициировал новые ракурсы исследования биологических систем, информационных
технологий, социума, истории культуры, религии, искусства. Статья посвящена выявлению психологических
предпосылок фрактального моделирования в позднем творчестве Александра Скрябина и описанию его
алгоритма в пространственно-временной организации Сонаты № 10 для фортепиано. Персональный миф жизни
композитора реализовывался в мистической актуализации архетипа Бога (Высшей самости), становящегося
ключом к прочтению её художественного содержания. Концепция произведения связана с познанием
Божественного генезиса Природы. Звуковым кодом фрактала как «отпечатка большого пальца Бога» являются
архаические, мигрирующие музыкально-лексические формулы сигнала и заклинания. Интертекстом культуры
выступают «пантеистические знаки» с эхо-эффектами. Реминисценция архетипических геометрических
фигур: круга, треугольника, квадрата, креста – в семантическом фрактальном Универсуме идентифицируется
с сегментами мандалы. В пространственно-временной конструкции обнаруживаются мифологемы:
Божественного истока, числа, Аполлона, Диониса, Зефира. Реконструируя в фортепианном опусе 70
универсальную, единую для европейской и восточной культуры мифопоэтическую модель Божественного
Творения мира, Скрябин воскресил знаменитую пифагорейскую триаду: «математика – музыка – космос».
Художественная картина мира Сонаты отразила мифический космогенез и механизм «расширяющейся
Вселенной», ключевым аспектом которого является концептуальный фрактал.
Ключевые слова: фрактал, Александр Скрябин, мистицизм, Бытие в мифе, архетипы Бога и мандалы,
Соната № 10 для фортепиано Скрябина, мифологемы, пасторальная топика, геометрические фигуры в музыке,
символика мироздания.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Goncharenko S. S. Fraktaly Kloda Debyussi [The Fractals of Claude Debussy]. Vestnik Kemerovskogo gos. universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts]. 2011. No. 17, pp. 79–88.
3. Zaychenko M. A. Spetsifika rekursivnogo printsipa v yazyke i v muzyke [The Specificity of the Recursive Principle in Language and Music]. Baltiyskiy gumanitarnyy zhurnal [Baltic Humanitarian Magazine]. 2014. No. 2, pp. 10–12.
4. Knyazev V. N., Pen'kov V. E. Filosofskie smysly modeley mirozdaniya v sovremennoy kosmologii [Philosophical Meanings of Models of the Universe in Modern Cosmology]. Nauka i shkola [Science and School]. 2014. No. 5. pp. 209–214.
5. Korobova A. G. Pastoral' v muzyke evropeyskoy traditsii: k teorii i istorii zhanra: issledovanie [The Pastoral in the Music of the European Tradition: Concerning the Theory and History of the Genre]. Yekaterinburg: Urals State M. P. Mussorgsky Conservatory, 2007. 656 p.
6. Mavrikidi F. I. Fraktaly: Postigaya vzaimosvyazannyy mir [Fractals: Comprehending an Interconnected World]. Del'fis: kul'turno-prosvetitel'skiy zhurnal [Delfis: A Cultural and Educational Magazine]. 2000. No. 23 (3). URL: http://www.delphis.ru/journal/article/fraktaly-postigaya-vzaimosvyazannyi-mir (21.01.2018).
7. Mandel'brot B. Fraktal'naya geometriya prirody [The Fractal Geometry of Nature]. Moscow: Computer Research Institute. 2002. 656 p.
8. Obidina Yu. S. Kul't Dionisa v sotsiokul'turnom prostranstve antichnogo polisa: voobrazhaemoe, simvolicheskoe i real'noe [The Cult of Dionysus in the Sociocultural Space of the Ancient Polis: the Imaginary, the Symbolic and the Real]. Dialog so vremenem [Dialogue with Time]. 2013. No. 44, pp. 280–295.
9. Skryabin A. N. Pis'ma [Letters]. Drafting, editing and notes by A. V. Kashperov. Moscow: Muzyka, 2003. 720 p.
10. Toporov V. N. O chislovykh modelyakh v arkhaicheskikh tekstakh [On the Numerical Models in Archaic Texts]. Struktura teksta: sb. st. [The Structure of Text: A Collection of Articles]. Ed. by T. V. Tsiv'yan. Moscow, 1980, pp. 3–58.
11. Tsitsin F. A. Fraktal'naya Vselennaya (sub'ektivnyy vzglyad so storony) [The Fractal Universe (A Subjective View from the Side)]. Del'fis: kul'turno-prosvetitel'skiy zhurnal [Delfis: A Cultural and Educational Magazine]. 1997. No. 11 (3). URL: http://www.delphis.ru/journal/article/fraktalnaya-vselennaya (21.01.2018).
12. Shaymukhametova L. N. Migriruyushchaya intonatsionnaya formula i semanticheskiy kontekst muzykal'noy temy [The Migratory Intonation Formula and the Semantic Context of Musical Themes]. Moscow: State Institute of Art, 1999. 318 p.
13. Besada J. L. Flamenco, Fractals, and the Refigured Past: Three Creative Paths for Implementing Microtones in Contemporary Spanish String Quartets. Perspectives of New Music. 2017. Vol. 55, No. 1 (Winter), pp. 5–39.
14. Garcia S. Scriabin's Symbolist Plot Archetype in the Late Piano Sonatas. 19th Century Music. 2000. Vol. 23, No. 3 (Spring), pp. 273–300.
15. Luca E. D. On Composing Place: An Analysis of «Clusters on a quadrilateral grid» by John Luther Adams. Perspectives of New Music. 2014. Vol. 52, No. 3 (Autumn), pp. 5–68.
16. Rankin S. K., Large E. W., Fink P. W. Fractal Tempo Fluctuation and Pulse Prediction. Music Perception: An Interdisciplinary Journal. 2009. Vol. 26, No. 5 (June), pp. 401–413.
17. Shaymukhametova L. N. Bach and Newton: Artistic Parallels (About the Creative Content of the Urtext of the Inventions and Sinfonias). Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2016. No. 3, pp. 15–20. DOI: 10.17674/1997-0854.2016.3.015-020.
18. Shaymukhametova L. N. The Migrating Intonational Formula as a Phenomenon of Musical Thinking. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2017. No. 1, pp. 61–73. DOI: 10.17674/1997-0854.2017.1.061-073.
19. Smith K. A Science of Tonal Love? Drive and Desire in Twentieth-Century Harmony: the Erotics of Skryabin. Music Analysis. 2010. Vol. 29, No. 1/3 (March-October). Special Issue on Music and Emotion, pp. 234–263.