К проблеме интертекстуальности оперы Дж. Верди «Фальстаф»
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
В статье рассматривается пространственно-временная модель культуры оперы «Фальстаф» Дж. Верди в
контексте интертекстуальности – одной из ведущих научных парадигм современной зарубежной и отече-
ственной филологии. Механизм интертекстуальности, с онтологически присущими ему пространственными
и временными атрибутами как художественный принцип, используемый композитором, активно участву-
ет в формировании хронотопа музыкального произведения, высвечивая глубину и масштаб предпринято-
го культурного диалога. Интертекстуальный метод анализа выявляет рецепцию и репрезентацию корпуса
архетипов и мифологем, реализованных на различных уровнях архитектоники целого. Экстрамузыкальные
факторы формирования хронотопа в вербально-образном и морфологическом модусах представлены: эйдо-
сом исторического и жизненного перекрёстка с идеограммой креста, мифологемой Мирового дерева, мифом
о Дон Жуане и мифологической логикой композиции, преломлённой в кадровую структуру музыкального
текста, архетипом образа рыцаря и архетипом структуры классической волшебной сказки, преобразующими
базовую модель итальянской оперы первой половины XVIII века, стереотипными сюжетом и персонажами
оперы buffa, стереотипными драматическими ситуациями, имеющими ритуально-игровые корни. Воплощая
свои космологические и религиозно-мифологические представления с органичной интеграцией различных
исторических культурных традиций в жанре, являющемся национальной эмблемой, Дж. Верди в «Фальста-
фе» создаёт художественную модель Вселенной, предвосхищая спектр исканий композиторов ХХ столетия.
Ключевые слова: пространство-время, итальянская опера, Дж. Верди, «Фальстаф», архитектоника оперы,
интертекстуальность, мифологема Мирового дерева, миф о Дон Жуане, архетип образа рыцаря.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Verdi Dzh. Izbrannye pis’ma [Verdi, Giuseppe. Selected Letters]. Compilation, Translation, Introduction and Notes by A. D. Bushen. Moscow: Muzgiz, 1959. 647 p.
3. Verdi Dzh. Fal’staf [Musik]: liricheskaya komediya v 3 deystviyakh. Klavir [Verdi, Giuseppe. Falstaff [Music]: Lyrical Comedy in 3 Acts]. Libretto by Arrigo Boito; Russian Text by N. Konchalovskaya. Piano-Vocal Score. Moscow: Muzgiz, 1963. 376 p.
4. D’yachkova L. S. Poetika nelineynosti v sovremennoy muzyke [The Poetics of Nonlinearity in Modern Music]. Muzykovedenie [Musicology]. 2012, No. 1, pp. 2–10.
5. Kirillina L. V. Klassicheskiy stil’ v muzyke XVIII – nachala XIX veka. Ch. 3: Poetika i stilistika [The Classical Style in Music from the 18th to the Early 20th Century. Part 3: Poetics and Stylistics]. Moscow: Kompozitor, 2007. 376 p.
6. Lobanova M. N. Zapadnoevropeyskoe muzykal’noe Barokko. Problemy estetiki i poetiki [Western European Baroque Music: Issues of Aesthetics and Poetics]. Moscow: Muzyka, 1994. 320 p.
7. Ordzhonikidze G. Sh. Opery Verdi na syuzhety Shekspira [Verdi’s Operas on the Plots of Shakespeare]. Moscow: Muzyka, 1967. 327 p.
8. Solovtsova L. A. Dzhuzeppe Verdi [Giuseppe Verdi]. 3rd Edition, Revised and Supplemented. Moscow: Muzyka, 1981. 416 p.
9. Shaymukhametova L. N. Migriruyushchaya intonatsionnaya formula i semanticheskiy kontekst muzykal’noy temy [The Migratory Intonation Formula and the Semantic Context of Musical Themes]. Moscow: State Institute of Art, 1999. 318 p.
10. Kheyzinga Y. Homo ludens. V teni zavtrashnego dnya [Huizinga J. Homo Ludens. In the Shadow of Tomorrow]. Translation from Dutch by V. V. Oshis; Edited and with an Afterword by G. M. Tavrizyan. Moscow: Progress, 1992. 464 p.