Мир и человек начала ХХ века в зеркале музыкального искусства России. Очерк второй

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Alexander I. Demchenko

Аннотация

При всей весомости героического начала, о котором шла речь в первом очерке (ПМН, 2019, № 1), несравненно больше с точки зрения раскрытия деятельно-преобразующего характера новой эпохи значил динамизм, который стал одной из важнейших констант современного жизнеощущения. Причём в любом своём варианте энергетизм начала ХХ века отличался склонностью к мощному динамическому прессу, упругостью, остротой, ударностью, горячим возбуждением и учащённой пульсацией. Принадлежность такой энергии, как и динамизма вообще, ХХ столетию во многом определялась её конструктивно-урбанистической сущностью. При всей распространённости понятия антиромантизм, часто адресуемого искусству того времени, господствующим вектором происходящего были тяготения именно романтического толка, чему отвечали два основополагающих и взаимосвязанных принципа – принцип экстремальности и принцип антитез. Один из магистральных процессов начала ХХ века был связан с устремлением к всемерному высвобождению и раскрепощению. Отсюда – и столь значительная роль стихийности, что неизбежно сопровождалось разного рода деструктивными явлениями. На волне процесса раскрепощения, отказываясь от ограничений и сдерживающих начал, человек неизбежно переходил в область негативного, что стало для рассматриваемого периода нормой. Среди подобных проявлений наиболее угрожающим оказалось развёртывание комплекса агрессивности.

Ключевые слова: искусство начала ХХ века, динамизм и его отражение в искусстве, романтическое мироощущение, антиромантизм, раскрепощение и высвобождение.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Demchenko, A. I. (2019). Мир и человек начала ХХ века в зеркале музыкального искусства России. Очерк второй. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (2), 120–131. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2019.2.120-131
Раздел
Музыка в системе культуры
Биография автора

Alexander I. Demchenko, Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова

Демченко Александр Иванович, доктор искусствоведения, профессор, главный
научный сотрудник Центра комплексных художественных исследований

Библиографические ссылки

1. Asaf'ev B. V. O muzyke XX veka [On 20th Century Music]. Leningrad: Muzyka, 1982. 260 p.
2. Val'kova V. B. S. V. Rakhmaninov: letopis' zhizni i tvorchestva [S. V. Rachmaninov: Chronicles of his Life and Artistic Legacy]. Tambov: Publisher R. V. Pershin, 2017. 276 p.
3. Demchenko A. I. Balet I. Stravinskogo «Vesna svyashchennaya». Opyt kontseptsionnogo analiza [Stravinsky’s Ballet “The Rite of Spring”. An Attempt of Conceptual Analysis]. Moscow: Kompozitor, 2000. 96 p.
4. Demchenko A. I. Kartina mira v muzykal'nom iskusstve Rossii nachala XX veka [The Picture of the World in the Art of Music of Russia in the Early 20th Century]. Moscow: Kompozitor, 2005. 264 p.
5. Demchenko A. I. Mirovaya khudozhestvennaya kul'tura kak sistemnoe tseloe [World Artistic Culture as a Systematic Whole]. Moscow: Vysshaya shkola, 2010. 528 p.
6. Demchenko A. I. Tvorchestvo S. V. Rakhmaninova [The Musical Legacy of Sergei Rachmaninoff]. ICONI. 2019. No. 1, pp. 198–210. DOI: 10.33779/2658-4824.2019.1.198-210.
7. Druskin M. S. Igor' Stravinskiy [Igor Stravinsky]. Druskin M. S. Sobr. soch. V 7 t. T. 4 [Collected Works In 7 Volumes. Vol. 4]. St. Petersburg, 2009, pp. 31–286.
8. Russkaya muzyka i XX vek. Russkoe muzykal'noe iskusstvo v istorii khudozhestvennoy kul'tury XX veka [Russian Music and the 20th Century. The Art of Russian Music in the History of the 20th Century Artistic Culture]. Ed. by M. G. Aranovsky. Moscow: State Institute of Art Studies, 1997. 874 p.
9. Savenko S. I. Mir Stravinskogo [The World of Stravinsky]. Moscow: Kompozitor, 2001. 328 p.
10. Demchenko A. I. Igor Stravinsky’s Symphonic Poem “The Song of the Nightingale.” Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2017. No. 4, pp. 70–77. DOI: 10.17674/1997-0854.2017.4.070-077.
11. Fanning D. Shostakovich Studies. New York: Cambridge University Press, 1995. 280 p.
12. Ivanova A. Sergei Rachmaninoff's Piano Concertos: The Odyssey of a Stylistic Evolution. University of Maryland, College Park, 2006. 108 p.
13. Nice D. Prokofiev: From Russia to the West, 1891–1935. Yale University Press, 2003. 390 p.
14. Nikolay Myaskovsky: The Conscience of Russian Music. By Gregor Tassie. Lanham, MD: Rowman & Littlefield, 2014. 395 p.
15. Norris C. Music and the Politics of Culture. Lawrence & Wishart, 1989. 364 p.
16. Taruskin R. On Russian Music. Berkeley: University of California Press, 2010. 416 p.
17. Wood P. The Politics of the Avant-Garde. The Great Utopia: the Russian and Soviet Avant- Garde 1915–1932. New York: Guggenheim Museum, 1992. 384 p.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 3 4 > >>