Мир и человек начала XX века в зеркале музыкального искусства России. Очерк первый

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Alexander I. Demchenko

Аннотация

В начале первого из серии очерков, посвящённых проблеме отображения человека в музыкальном искусстве, предлагается периодизация художественного творчества, обосновываются понятия Классической эпохи и эпохи Модерн, что позволяет рассмотреть их взаимодействие в период 1890–1920-х годов. Далее они именуются началом XX века. При изучении музыкального искусства России указанного времени подразумевается её статус многонациональной державы, что было унаследовано советским государством. По этой причине
в анализ вовлекаются артефакты, относящиеся не только к русской, но и к другим композиторским школам (главным образом Украины, Прибалтики и Закавказья). При этом не проводится водораздел между творчеством дореволюционных и послереволюционных лет, так что на равных правах анализируются произведения, принадлежащие Чайковскому и Римскому-Корсакову, Скрябину и Рахманинову, Стравинскому и Прокофьеву, Шостаковичу и Давиденко, Витолу и Комитасу, а также многим другим. Воссоздавая посредством осмысления этого материала художественную картину мира, автор одним из важнейших бытийных процессов называет коренное обновление и кардинальное раздвижение жизненных горизонтов. Свою эволюцию XX столетие начинало с интенсивнейшего продуцирования идей, открытий, новаций. Это был настоящий бум модернизации, поистине революционный переворот. В контексте бурной экспансии Модерна преодоление инерции нередко означало вызов прошлому, разрыв с ним, его ниспровержение. Путём резкого слома прежних представлений и установок, подчас ценой немалых издержек был совершён прорыв в качественно новую жизненную реальность, сложился принципиально иной тип мироощущения, психологии, двигательно-эмоционального настроя. Всё это рассматривается через анализ образных линий, связанных с категориями макрокосмоса и микромира, юношеской тематики, неофольклоризма, деятельно-преобразующих инициатив в ипостасях героики и динамизма.

Ключевые слова: музыка начала XX века, Классическая эпоха, Модерн.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Demchenko, A. I. (2019). Мир и человек начала XX века в зеркале музыкального искусства России. Очерк первый. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (1), 89–97. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2019.1.089-097
Раздел
Музыка в системе культуры
Биография автора

Alexander I. Demchenko, Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова

Демченко Александр Иванович, доктор искусствоведения, профессор, главный научный
сотрудник Центра комплексных художественных исследований

Библиографические ссылки

1. Andreev Yu. A. Revolyutsiya i literatura [Revolution and Literature]. Leningrad: Nauka, 1969. 391 p.
2. Asaf'ev B. V. O muzyke XX veka [On 20th Century Music]. Leningrad: Muzyka, 1982. 260 p.
3. Bryantseva V. N. S. V. Rakhmaninov [S. V. Rachmaninoff]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1976. 645 p.
4. Val'kova V. B. S. V. Rakhmaninov: letopis' zhizni i tvorchestva [S. V. Rachmaninov: Chronicle of his Life and Artistic Legacy]. Tambov: Publisher R. V. Pershin, 2017. 276 p.
5. Demchenko A. I. Balet I. Stravinskogo «Vesna svyashchennaya». Opyt kontseptsionnogo analiza [Stravinsky’s Ballet “The Rite of Spring”. The Experience of Conceptual Analysis]. Moscow: Kompozitor, 2000. 96 p.
6. Demchenko A. I. Kartina mira v muzykal'nom iskusstve Rossii nachala XX veka [The Picture of the World in the Musical Art of Russia in the Early 20th Century]. Moscow: Kompozitor, 2005. 264 p.
7. Demchenko A. I. Mirovaya khudozhestvennaya kul'tura kak sistemnoe tseloe [World Artistic Culture as a Systematic Whole]. Moscow: Vysshaya shkola, 2010. 528 p.
8. Druskin M. S. Igor' Stravinskiy [Igor Stravinsky]. Sobr. soch. V 7 t. T. 4 [Coll. Op. In 7 Vol. Vol. 4.]. St. Petersburg, 2009, pp. 31–286.
9. Kurchenko A. P. «Skifstvo» v russkoy muzyke nachala XX veka [The “Scythian” Element in Russian Music of the Early 20th Century]. Iz istorii russkoy i sovetskoy muzyki [From the History of Russian and Soviet Music]. Issue 2. Moscow, 1976, pp. 170–195.
10. Russkaya muzyka i XX vek. Russkoe muzykal'noe iskusstvo v istorii khudozhestvennoy kul'tury XX veka [Russian Music and the 20th Century. Russian Musical Art in the History of Artistic Culture of the 20th Century]. Ed. by M. G. Aranovskiy. Moscow: State Institute of Art Studies, 1997. 874 p.
11. Savenko S. I. Mir Stravinskogo [The World of Stravinsky]. Moscow: Kompozitor, 2001. 328 p.
12. Demchenko A. I. Igor Stravinsky’s Symphonic Poem “The Song of the Nightingale.” Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2017. No. 4, pp. 70–77. DOI: 10.17674/1997-0854.2017.4.070-077.
13. Fanning D. Shostakovich Studies. New York: Cambridge University Press, 1995. 280 p.
14. Ivanova A. Sergei Rachmaninoff's Piano Concertos: The Odyssey of a Stylistic Evolution. University of Maryland, College Park, 2006. 108 p.
15. Milner J. Russian Revolutionary Art. London: Oresko Books, 1979. 196 p.
16. Nice D. Prokofiev: From Russia to the West, 1891–1935. Yale University Press, 2003. 390 p.
17. Nikolay Myaskovsky: The Conscience of Russian Music. By Gregor Tassie. Lanham, MD: Rowman & Littlefield, 2014. 395 p.
18. Norris C. Music and the Politics of Culture. Lawrence & Wishart, 1989. 364 p.
19. Taruskin R. On Russian Music. Berkeley: University of California Press, 2010. 416 p.
20. Wood P. The Politics of the Avant-Garde. The Great Utopia: the Russian and Soviet Avant-Garde 1915–1932. New York: Guggenheim Museum, 1992. 384 p.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 3 4 > >>