Комплексная модель семантического пространства музыки: перспективы объединения музыкальной науки и образования
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Авторы анализируют возможности изучения логических закономерностей в музыке с помощью математических методов, сформировавшихся преимущественно в ХХ веке. Предлагаемая комплексная модель семантического пространства музыки возникла как обобщение ряда теоретических результатов, полученных ранее другими исследователями. Рассмотренные в статье методы, включающие, в частности, основные идеи таких областей исследований, как теория множеств, теория вероятностей и теория информации, а также принципы мягких вычислений, позволяют выявить предпосылки этих научных отраслей в более традиционных проявлениях теории музыки. Рассмотренные теоретические идеи и обобщения примечательны как основа для точного изучения различных компонентов системы музыкального мышления, в том числе и его синестетической области. Последний из этих аспектов важен при моделировании синестезии как частного случая виртуальной реальности с помощью компьютерных технологий и, таким образом, использования музыки как источника таких реальностей. В связи с идеями прямого включения визуального элемента в музыку компьютерными средствами такое моделирование становится важным не только для синтетических форм художественной деятельности с участием музыки, но и для самого музыкального искусства. Авторы статьи затрагивают также некоторые аспекты применения математического подхода к музыке в сфере музыкального образования.
Ключевые слова: музыка и математика, семантическое пространство музыки, теория музыки, музыкальное образование, музыкально-компьютерные технологии.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Gorbunova I. B. Audiovizual'nyy sintez: istoriya, sovremennoe sostoyanie, perspektivnoe znachenie dlya muzykal'noy teorii i praktiki [Audiovisual Synthesis: History, Current Status, Promising Value for Music Theory and Practice]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [The World of Science, Culture, Education]. 2014. No. 6 (49), pp. 456–461.
3. Gorbunova I. B. Informatsionnye tekhnologii v muzyke: uchebnoe posobie dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy, obuchayushchikhsya po napravleniyu “Pedagogicheskoe obrazovanie”: v 4 t. [Information Technologies in Music: A Textbook for Students of Higher Educational Institutions Enrolled in the Direction of “Pedagogical Education”: in 4 Volumes]. St. Petersburg: Publ. house of the Herzen State Pedagogical University of Russia, 2009. Vol. 1: Arkhitektonika muzykal'nogo zvuka [Architectonics of Musical Sound]. 2009. 175 p.; Vol. 2: Muzykal'nye sintezatory [Music Synthesizers]. 2010. 215 p.; Vol. 3: Muzykal'nyy komp'yuter [Musical Computer]. 2011. 411 p.
4. Gorbunova I. B. Informatsionnye tekhnologii v muzyke i kompleksnaya model' eyo semanticheskogo prostranstva [Information Technologies in Music and Integrated Model of its Semantic Space]. Nauchno-tekhnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politekhnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obshchestvennye nauki [Scientific-Technical Bulletin of Saint-Petersburg State Polytechnic University. Humanities and Social Sciences]. 2014. No. 4 (208), pp. 152–161.
5. Gorbunova I. B. Komp'yuternye nauki i muzykal'no-komp'yuternye tekhnologii v obrazovanii [Computer Science and Music Computer Technologies in Education]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and Practice of Social Development]. 2015. No. 12, pp. 428–432.
6. Gorbunova I. B. Muzykal'noe programmirovanie, ili Programmirovanie muzyki i muzykal'no-komp'yuternye tekhnologii [Music Programming, or Musical Programming and Music Computer Technologies]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and Practice of Social Development]. 2015. No. 7, pp. 213–218.
7. Gorbunova I. B. The Role of Musical Computer Technologies in the Training of the Modern Music Teacher. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2014. No. 3 (16), pp. 5–10. (In Russ.)
8. Gorbunova I. B. “Estetika: informatsionnyy podkhod” Yu. Ragsa: aktual'noe znachenie i perspektivy [“Aesthetics: Information Approach” by Yu. Rags: Relevance and Perspectives]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and Practice of Social Development]. 2015. No. 2, pp. 86–90.
9. Gorbunova I. B., Zalivadny M. S. Informatsionnye tekhnologii v muzyke: uchebnoe posobie dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy, obuchayushchikhsya po napravleniyu “Pedagogicheskoe obrazovanie”: v 4 t. [Information Technology in Music: A Textbook for Students of Higher Educational Institutions Enrolled in the Direction of “Pedagogical Education”: in 4 Volumes]. St. Petersburg: Publ. house of the Herzen State Pedagogical University of Russia, 2013. Vol. 4: Muzyka, matematika, informatika [Music, Mathematics, Computer Science]. 181 p.
10. Gorbunova I. B., Zalivadny M. S. Concerning Mathematical Methods in Music Research and Preparation of Musicians. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2013. No. 1 (12), pp. 272–276. (In Russ.)
11. Gorbunova I. B., Zalivadny M. S. Opyt matematicheskogo predstavleniya muzykal'no-logicheskikh zakonomernostey v knige Ya. Ksenakisa “Formalizovannaya muzyka” [Experience of Mathematical Representation of Musical-Logical Regularities in the Book by I. Xenakis “Musiques formelles”]. Obshchestvo. Sreda. Razvitie [Society. Environment. Development]. 2012. No. 4 (25), pp. 135–139.
12. Gorbunova I. B., Zalivadny M. S., Kibitkina E. V. Muzykal'noe programmirovanie: uchebnoe posobie dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy, obuchayushchikhsya po napravleniyu 050100 – Pedagogicheskoe obrazovanie [Music Programming: A Textbook for Students of Higher Educational Institutions Enrolled in the Direction 050100 – Teacher Education]. St. Petersburg: Publ. house of the Herzen State Pedagogical University of Russia, 2012. 195 p.
13. Gorbunova I. B., Chibirev S. V. Komp'yuternoe modelirovanie protsessa muzykal'nogo tvorchestva [Computer Modeling of Creative Process in Music]. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena [Proceedings of the Herzen State Pedagogical University of Russia]. 2014. No. 168, pp. 84–93.
14. Rags Yu. N. Akusticheskie znaniya v sisteme muzykal'nogo obrazovaniya [Acoustic Knowledge in the System of Music Education]. Ryazan: Litera M, 2010. 336 p.
15. Rags Yu. N. Perspektivy razvitiya kursa informatiki v muzykal'nykh obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh [Prospects of Development of Informatics Course in Music Educational Institutions]. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie – 2003: materialy II Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (9–11 oktyabrya 2003 g.) [Contemporary Music Education – 2003: Proceedings of the II International Scientific and Practical Conference]. Ed. by I. B. Gorbunova. St. Petersburg: Publ. house of the Herzen State Pedagogical University of Russia, 2003, pp. 200–203.
16. Shveytser A. Iogann Sebastyan Bakh [Schweitzer A. Johann Sebastian Bach]. Moscow: Klassika-XXI, 2011. 816 p.
17. Shubnikov A. V., Koptsik V. A. Simmetriya v nauke i iskusstve [Symmetry in Science and Art]. Moscow: Nauka, 2002. 429 p.
18. D’Erlanger R. La musique arabe, ses règles et leur histoire. T. 3: Safiyu-d-Din. Paris: Geuthner, 1938. 525 p.
19. Gorbunova I. B. Electronic Musical Instruments: to the Problem of Formation of Performance Mastery. 15th PARIS International Conference on Education, Economics, Humanities and Interdisciplinary Studies (EEHIS-18): Int'l Conference Proceedings. Budapest, 2018, pp. 23–28.
20. Gorbunova I. B. “New tool for a musician”. ICASET-18, ASBES-18, EEHIS-18. 16th International Conference on Literature, Languages, Humanities and Social Sciences (LLHSS-18): International Conference Proceedings. Paris, 2018, pp. 144–149.
21. Kurth E. Grundlagen des linearen Kontrapunkts. Berlin: Max Hesse, 1922. 532 p.
22. Lissa Z. O wielowarstwowości kultury muzycznej. Muzyka. 1959. No. 1, S. 3–22.
23. Lukács G. History and Class Consciousness. MIT Press: Print, 1971. 467 p.
24. Schillinger J. The Schillinger System of Musical Composition. Vol. 1–2. New York: Carl Fischer, 1946. 1640 p.
25. Xenakis I. Musiques formelles. La Revue musicale. Paris, 1963. No. 253/254. 232 p.