Комплексная модель семантического пространства музыки: перспективы объединения музыкальной науки и образования

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Irina B. Gorbunova
Mikhail S. Zalivadny

Аннотация

Авторы анализируют возможности изучения логических закономерностей в музыке с помощью математических методов, сформировавшихся преимущественно в ХХ веке. Предлагаемая комплексная модель семантического пространства музыки возникла как обобщение ряда теоретических результатов, полученных ранее другими исследователями. Рассмотренные в статье методы, включающие, в частности, основные идеи таких областей исследований, как теория множеств, теория вероятностей и теория информации, а также принципы мягких вычислений, позволяют выявить предпосылки этих научных отраслей в более традиционных проявлениях теории музыки. Рассмотренные теоретические идеи и обобщения примечательны как основа для точного изучения различных компонентов системы музыкального мышления, в том числе и его синестетической области. Последний из этих аспектов важен при моделировании синестезии как частного случая виртуальной реальности с помощью компьютерных технологий и, таким образом, использования музыки как источника таких реальностей. В связи с идеями прямого включения визуального элемента в музыку компьютерными средствами такое моделирование становится важным не только для синтетических форм художественной деятельности с участием музыки, но и для самого музыкального искусства. Авторы статьи затрагивают также некоторые аспекты применения математического подхода к музыке в сфере музыкального образования.

Ключевые слова: музыка и математика, семантическое пространство музыки, теория музыки, музыкальное образование, музыкально-компьютерные технологии.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Gorbunova, I. B., & Zalivadny, M. S. (2018). Комплексная модель семантического пространства музыки: перспективы объединения музыкальной науки и образования. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (4), 55–64. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2018.4.055-064
Раздел
Музыкальная наука и современное образование
Биографии авторов

Irina B. Gorbunova, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

Горбунова Ирина Борисовна, доктор педагогических наук, главный научный сотрудник
учебно-методической Лаборатории музыкально-компьютерных технологий, профессор кафедры
информатизации образования

Mikhail S. Zalivadny, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова

Заливадный Михаил Сергеевич, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник

Библиографические ссылки

1. Belov G. G., Gorbunova I. B. Muzyka i kibernetika [Music and Cybernetics]. Muzyka i vremya [Music and Time]. 2016. No. 11, pp. 25–32.
2. Gorbunova I. B. Audiovizual'nyy sintez: istoriya, sovremennoe sostoyanie, perspektivnoe znachenie dlya muzykal'noy teorii i praktiki [Audiovisual Synthesis: History, Current Status, Promising Value for Music Theory and Practice]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [The World of Science, Culture, Education]. 2014. No. 6 (49), pp. 456–461.
3. Gorbunova I. B. Informatsionnye tekhnologii v muzyke: uchebnoe posobie dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy, obuchayushchikhsya po napravleniyu “Pedagogicheskoe obrazovanie”: v 4 t. [Information Technologies in Music: A Textbook for Students of Higher Educational Institutions Enrolled in the Direction of “Pedagogical Education”: in 4 Volumes]. St. Petersburg: Publ. house of the Herzen State Pedagogical University of Russia, 2009. Vol. 1: Arkhitektonika muzykal'nogo zvuka [Architectonics of Musical Sound]. 2009. 175 p.; Vol. 2: Muzykal'nye sintezatory [Music Synthesizers]. 2010. 215 p.; Vol. 3: Muzykal'nyy komp'yuter [Musical Computer]. 2011. 411 p.
4. Gorbunova I. B. Informatsionnye tekhnologii v muzyke i kompleksnaya model' eyo semanticheskogo prostranstva [Information Technologies in Music and Integrated Model of its Semantic Space]. Nauchno-tekhnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politekhnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obshchestvennye nauki [Scientific-Technical Bulletin of Saint-Petersburg State Polytechnic University. Humanities and Social Sciences]. 2014. No. 4 (208), pp. 152–161.
5. Gorbunova I. B. Komp'yuternye nauki i muzykal'no-komp'yuternye tekhnologii v obrazovanii [Computer Science and Music Computer Technologies in Education]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and Practice of Social Development]. 2015. No. 12, pp. 428–432.
6. Gorbunova I. B. Muzykal'noe programmirovanie, ili Programmirovanie muzyki i muzykal'no-komp'yuternye tekhnologii [Music Programming, or Musical Programming and Music Computer Technologies]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and Practice of Social Development]. 2015. No. 7, pp. 213–218.
7. Gorbunova I. B. The Role of Musical Computer Technologies in the Training of the Modern Music Teacher. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2014. No. 3 (16), pp. 5–10. (In Russ.)
8. Gorbunova I. B. “Estetika: informatsionnyy podkhod” Yu. Ragsa: aktual'noe znachenie i perspektivy [“Aesthetics: Information Approach” by Yu. Rags: Relevance and Perspectives]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and Practice of Social Development]. 2015. No. 2, pp. 86–90.
9. Gorbunova I. B., Zalivadny M. S. Informatsionnye tekhnologii v muzyke: uchebnoe posobie dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy, obuchayushchikhsya po napravleniyu “Pedagogicheskoe obrazovanie”: v 4 t. [Information Technology in Music: A Textbook for Students of Higher Educational Institutions Enrolled in the Direction of “Pedagogical Education”: in 4 Volumes]. St. Petersburg: Publ. house of the Herzen State Pedagogical University of Russia, 2013. Vol. 4: Muzyka, matematika, informatika [Music, Mathematics, Computer Science]. 181 p.
10. Gorbunova I. B., Zalivadny M. S. Concerning Mathematical Methods in Music Research and Preparation of Musicians. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2013. No. 1 (12), pp. 272–276. (In Russ.)
11. Gorbunova I. B., Zalivadny M. S. Opyt matematicheskogo predstavleniya muzykal'no-logicheskikh zakonomernostey v knige Ya. Ksenakisa “Formalizovannaya muzyka” [Experience of Mathematical Representation of Musical-Logical Regularities in the Book by I. Xenakis “Musiques formelles”]. Obshchestvo. Sreda. Razvitie [Society. Environment. Development]. 2012. No. 4 (25), pp. 135–139.
12. Gorbunova I. B., Zalivadny M. S., Kibitkina E. V. Muzykal'noe programmirovanie: uchebnoe posobie dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy, obuchayushchikhsya po napravleniyu 050100 – Pedagogicheskoe obrazovanie [Music Programming: A Textbook for Students of Higher Educational Institutions Enrolled in the Direction 050100 – Teacher Education]. St. Petersburg: Publ. house of the Herzen State Pedagogical University of Russia, 2012. 195 p.
13. Gorbunova I. B., Chibirev S. V. Komp'yuternoe modelirovanie protsessa muzykal'nogo tvorchestva [Computer Modeling of Creative Process in Music]. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena [Proceedings of the Herzen State Pedagogical University of Russia]. 2014. No. 168, pp. 84–93.
14. Rags Yu. N. Akusticheskie znaniya v sisteme muzykal'nogo obrazovaniya [Acoustic Knowledge in the System of Music Education]. Ryazan: Litera M, 2010. 336 p.
15. Rags Yu. N. Perspektivy razvitiya kursa informatiki v muzykal'nykh obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh [Prospects of Development of Informatics Course in Music Educational Institutions]. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie – 2003: materialy II Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (9–11 oktyabrya 2003 g.) [Contemporary Music Education – 2003: Proceedings of the II International Scientific and Practical Conference]. Ed. by I. B. Gorbunova. St. Petersburg: Publ. house of the Herzen State Pedagogical University of Russia, 2003, pp. 200–203.
16. Shveytser A. Iogann Sebastyan Bakh [Schweitzer A. Johann Sebastian Bach]. Moscow: Klassika-XXI, 2011. 816 p.
17. Shubnikov A. V., Koptsik V. A. Simmetriya v nauke i iskusstve [Symmetry in Science and Art]. Moscow: Nauka, 2002. 429 p.
18. D’Erlanger R. La musique arabe, ses règles et leur histoire. T. 3: Safiyu-d-Din. Paris: Geuthner, 1938. 525 p.
19. Gorbunova I. B. Electronic Musical Instruments: to the Problem of Formation of Performance Mastery. 15th PARIS International Conference on Education, Economics, Humanities and Interdisciplinary Studies (EEHIS-18): Int'l Conference Proceedings. Budapest, 2018, pp. 23–28.
20. Gorbunova I. B. “New tool for a musician”. ICASET-18, ASBES-18, EEHIS-18. 16th International Conference on Literature, Languages, Humanities and Social Sciences (LLHSS-18): International Conference Proceedings. Paris, 2018, pp. 144–149.
21. Kurth E. Grundlagen des linearen Kontrapunkts. Berlin: Max Hesse, 1922. 532 p.
22. Lissa Z. O wielowarstwowości kultury muzycznej. Muzyka. 1959. No. 1, S. 3–22.
23. Lukács G. History and Class Consciousness. MIT Press: Print, 1971. 467 p.
24. Schillinger J. The Schillinger System of Musical Composition. Vol. 1–2. New York: Carl Fischer, 1946. 1640 p.
25. Xenakis I. Musiques formelles. La Revue musicale. Paris, 1963. No. 253/254. 232 p.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)