О музыкальной поэтике «новой симфонии» башкирских композиторов

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Evgenia R. Skurko

Аннотация

В статье обозначены различные подходы к воплощению устойчивых образно-поэтических элементов в симфониях башкирских композиторов: в  русле классико-романтической традиции кучкистского «наклонения» на стадии фольклоризма (1930–1960-е гг.), в условиях стилевого плюрализма, ассимиляции техник письма ХХ века,  новой концепции жанра симфонии, фольклора в целом – на стадии неофольклоризма (последняя треть ХХ века – 2000-е гг.).  В связи с последней вводится понятие «новой симфонии». Как константные знаки, определяющие специфику «национального образа мира», рассматриваются образы Великой степи, пространства, природы,   ритуальных действ и нашествия, а в качестве их инобытия – образы  тишины,  природы. Особое внимание уделяется образам народных инструментов  и др. Отмечается  расширение границ содержания, обогащение новыми темами, идеями, образами, восходящими к архетипу кочевой культуры. Ключевые слова: композиторы Башкортостана, развитие башкирской симфонии, симфонический жанр

 

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Skurko, E. R. (2012). О музыкальной поэтике «новой симфонии» башкирских композиторов. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 11(2), 218–223. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/381
Раздел
Музыкальная поэтика, риторика и семантика

Библиографические ссылки

1. Арановский М. Музыкальный текст. Структура и свойства. – М., 1998.
2. Арановский М. Симфония и Время // Русская музыка и ХХ век. Русское музыкальное искусство в истории культуры ХХ века. – М., 1998. – С. 303–370.
3. Асафьев Б. (Игорь Глебов) Симфония // Очерки советского музыкального творчества. – М.; Л., 1947. – С. 78–92.
4. Гарипова Н. Башкирская фортепианная музыка: язык, стиль, национальные традиции. – Уфа, 1997.
5. Григорьева Г. К изучению современных индивидуализированных форм // Музыкальная культура: век Х1Х – век ХХ.– М., 2002. – Вып. 2. – С. 164 – 179.
6. Лотман Ю. Культура и взрыв. – М., 1992.
7. Орлов Г. Русский советский симфонизм: Пути. Проблемы. Достижения. – М.; Л., 1966.
8. Рухкян М. Авет Тертерян. Творчество и жизнь. – Ереван, 2002.
9. Скурко Е. Башкирская академическая музыки: традиции и современность. – Уфа, 2005.
10. Скурко Е. Феномен канона как методологическая основа изучения национальных музыкальных культур // Проблемы музыкальной науки. – 2011. – № 1 (8). – С. 11–15.
11. Тертерян Р. Авет Тертерян: беседы, исследования, высказывания. – Ереван, 1989.