Музыка победных праздников XVIII–XIX веков

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Vera N. Dyomina

Аннотация

В зарубежной и отечественной науке сохраняет актуальность тенденция пересмотра наиболее значимых явлений истории и культуры в свете «переоценки прошлого» и «обоснования курса будущего». Преобладает критический взгляд на официальные праздники как инструмент государственной политики, ориентированный на корректировку мировоззренческих представлений народа в направлении, предполагающем разрыв связей с предшествующей традицией.
Важнейшими государственными праздниками, развитие которых не прерывалось более трёхсот лет, являются победные. Исследование победных торжеств в исторической динамике показало трёхэтапность процесса становления, трансформации и возрождения. Структура победного праздника складывается из стабильных элементов (церковные и воинские ритуалы и церемониалы) и мобильных (массовые развлечения и зрелища). Музыка, как неотъемлемая составляющая всех частей праздника, образует каркас, поддерживающий многомерность пространственно/временного континуума ритуальных и игровых форм действа. Она участвует в создании концептосферы праздника и формирует необходимые условия для трансляции культурных ценностей.

Ключевые слова: музыкальное искусство, победный праздник, официальное торжество, динамика отечественной культуры.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Dyomina, V. N. (2019). Музыка победных праздников XVIII–XIX веков. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (4), 120–126. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2019.4.120-126
Раздел
Из истории русской музыки
Биография автора

Vera N. Dyomina, Ростовская государственная консерватория имени С. В. Рахманинова

Дёмина Вера Николаевна, доктор искусствоведения, доцент кафедры истории
музыки

Библиографические ссылки

1. Gayda F. A. «Za Veru, Carya i Otechestvo»: k istorii znamenitogo voinskogo deviza [“For Faith, the Tsar and the Fatherland”: Concerning the History of the Well-Known Military Motto]. Russkoe samoderzhanie: proshloe, nastoyashchee i budushchee monarkhii v Rossii [Russian Autocracy: The Past, Present and Future of Monarchy in Russia]. URL: http://www.pravoslavie.ru/61882.html (15.07.2019).
2. Zadonshchina [Zadonshchina]. Biblioteka literatury Drevney Rusi [Library of Literature of Ancient Russia]. URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4980 (15.07.2019).
3. Rol'f M. Sovetskie massovye prazdniki [Soviet Mass Holidays]. Translation from the German by V. T. Altukhov. Moscow: Russian Political Encyclopedia [ROSSPEN]: Fund of the First President of Russia Boris N. Yeltsin. 2009. 439 p.
4. Slovo o polku Igoreve [The Song of Igor’s Campaign]. Edition of the Ancient Russian text and the Translation by S. Shambinago and V. Rzhiga; S. Shervinsky and Georgy Shtorm’s translations; Introductory article and Commentaries by V. Rzhiga and S. Shambinago; Edition and introductory Article by B. Nevsky. Moscow; Leningrad: Academia, 1934. 295 p. (Russian Literature; Monuments of Ancient Russian Literature).
5. Hayes N., Hill J. Millions Like Us? British Culture in the Second World War Hardcover. Liverpool: Liverpool University Press, 1999. 240 p.
6. Hughes C. B. The Origin of the First Russian Patriotic Oratorio: Stepan Anikievich Degtiarev’s Minin i Pozharskii (1811). Ph.D. University of North Carolina, Chapel Hill, 1984. 520 p.
7. Military Music and Tradition in Imperial Russia. Brandenburg Historica’s Online Store: on August 24, LLC. 2014. URL: http://stores.militaryhistoryshop.com/blog/military-music-and-tradition-inimperial-russia/ (15.07.2019).
8. Ostrowski D. «Moscow the Third Rome» as Historical Ghost. Byzantium: Faith and Power (1261–1557). Perspectives on Late Byzantine Art and Culture. Edited by Sarah T. Brooks. (The Metropolitan Museum of Art Symposia). New Haven: Yale University Press, 2006, pp. 170–179.
9. Ritzareva M. Eighteenth-century Russian Music. Aldershot; Burlington: Ashgate, 2006. 387 p.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)