Молитвы о царе и воинстве в текстах чина «Заздравной чаши» конца XVII – начала XVIII веков

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Vera N. Dyomina

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы формирования панегирических жанров русского хорового искусства.
Объектом изучения является чинопоследование «Заздравной чаши». Цель статьи – выявление певческих
приёмов воспевания образа царя и воинства в музыкально-поэтических текстах чина. Задача исследования
– изучение истории возникновения чина, его структуры и состава. Обозначенных проблем ранее касались
историки, филологи и музыковеды при анализе чина «Заздравной чаши» и одного из его вариантов – «За
приливок о здравии государя». Песнопения церковного чина изучаются автором по рукописным певче-
ским книгам, среди которых – Обиход на линейных нотах конца XVII века, включающий цикл песно-
пений «Аще бывает заздравная чаша». Он является основным материалом исследования. Актуальность
работы определяется новым ракурсом изучения песнопений чина. Автор выявляет тексты, включающие
молитвословия о царе и воинстве, определяет принципы взаимодействия поэтической и певческой со-
ставляющих. Показывается, что в языке славления чина «За приливок о здравии государя» сохраняются
поэтические и певческие приёмы, сложившиеся в христианской доксологии. Славление в текстах чина
производится традиционными поэтическими и певческими приёмами, среди которых основными являют-
ся пространные распевы и «праздничные» гласы. Основным способом выделения значимых слов текста
является использование фит и лиц.
Таким образом, в поэтических текстах праздничных обрядов петровского времени акцентируется не толь-
ко традиционно христианская, но и государственная символика.

Ключевые слова: русское хоровое искусство, русская духовная музыка, молитвословия о царе и воинстве,
песнопения церковного чина, гласы, распевы, чин «Заздравной чаши».

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Dyomina, V. N. (2017). Молитвы о царе и воинстве в текстах чина «Заздравной чаши» конца XVII – начала XVIII веков. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (1), 14–19. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2017.1.014-019
Раздел
Из истории русской музыки
Биография автора

Vera N. Dyomina, Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова

Дёмина Вера Николаевна – 
кандидат искусствоведения,
старший преподаватель кафедры истории музыки

Библиографические ссылки

1. Burilina E. L. Vzaimodeystvie slova i napeva v drevnerusskoy monodii XVI–XVII vekov (na materiale pevcheskoy rukopisnoy knigi «Obikhod»): dis. … kand. iskusstvovedeniya [Interaction of the Word and the Chant in an Old Russian Monody of the 16th and 17th Centuries (on the Material of the Manuscript Book of Chants “The Ordinary”): Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Leningrad, 1984. 195 p.
2. Burilina E. L. Chin «Za prilivok o zdravii gosudarya» (istoriya formirovaniya i osobennosti bytovaniya) [The Ceremony “For the Anthem for the Health of the Sovereign” (History of Formation and Features of Historical Realities)]. Drevnerusskaya literatura: istochnikovedenie: sb. nauch. tr. [Early Russian Literature: Source Studies: Collected Papers]. Academy of Sciences of the USSR, House of Russian Literature. (Pushkin. House); Ed. by D. S. Likhachev. Leningrad, 1984, pp. 204–214.
3. Zakhar’ina N. B. Russkie bogosluzhebnye pevcheskie knigi XVIII–XIX vekov. Sinodal’naya traditsiya [Russian 18th and 19th Century Church Service Books of Chants. The Synod Tradition]. St. Petersburg: Peterburgskoe Vostokovedenie, 2003. 192 p.
4. Naumov V. P. Povsednevnaya zhizn’ Petra Velikogo i ego spodvizhnikov [The Everyday Life of Peter the Great and his Allies] Moscow: Molodaya gvardiya, 2010. 442 p.
5. Nikolaev B. (Prot.) Znamennyy raspev i kryukovaya notatsiya kak osnova russkogo pravoslavnogo tserkovnogo peniya [The Znamenny Chant and the Kryukovy Notation as a Basis of the Russian Orthodox Christian Church Singing]. URL: http://pstgu.ru/download/1263903884.znam_raspev.pdf (15.02.2017).
6. Nikol’sky K. T. O sluzhbakh russkoy tserkvi, byvshikh v prezhnikh pechatnykh bogosluzhebnykh knigakh [About the Services of the Russian Church as Represented in the Previous Printed Church Service Books]. St. Petersburg, 1885. 256 p.
7. Pozhidaeva G. A. Leksikon demestvennogo peniya [Lexicon of Demestvenny Singing]. Moscow: Znak, 2010. 784 p.
8. Rozhdestvo i Svyatki. Iz «Russkih kantov ot Petra Velikogo do Elizavety Petrovny» [Christmas and Christmas-Tide. From “The Russian Secular Chants from Peter the Great to Elizaveta Petrovna”]. Edited by E. E. Vasilyeva. St. Petersburg: Kompozitor, 2002. 14 p.
9. Rukopisnye sobraniya D. V. Razumovskogo i V. F. Odoyevskogo i arkhiv D. V. Razumovskogo [Manuscript Compilations of Dmitri Razumovsky and Vladimir Odoyevsky and the Archive of Dmitri Razumovsky]. Edited by I. M. Kudryavtseva. Moscow: V. I. Lenin State Library of the USSR. Manuscript Department, 1960. 264 p.
10. Sergeev V. N. Literaturnyy istochnik risunka XVII v. raboty Vasiliya Kondakova [Literary Sources of a 17th Century Drawing made by Vasily Kondakov]. Trudy Otdela drevnerusskoy literatury. Tom 32. Tekstologiya i poetika russkoy literatury XI–XVII vv. [Works from the Department of Early Russian Literature. Volume 32. Textual Criticism and Poetics of the Russian Literature from the 11th to the 17th Centuries]. Leningrad, 1977, pp. 332–337.
11. Snegirev I. M. Zazdravnye chashi [Grace Cups]. Russkiy arkhiv [Russian Archive]. 1909. No. 6, pp. 199–203.
12. Sokolova L. V. Chasha gosudareva zazdravnaya [The Grace Cup of the Sovereign]. Slovar’ knizhnikov i knizhnosti Drevney Rusi. Vyp. 2 (vtoraya polovina XIV – XVI v.). Ch. 2: L–Ya. AN SSSR. IRLI [Dictionary of the Scribes and Book Dissemination of Ancient Russia. Issue 2 (from the Second Half of the 14th to the 16th Century). Part 2: L–I. Academy of Outlines of the USSR. IRLI]. Ed. by D. S. Likhachev. Leningrad, 1989, pp. 508–511.
13. Sokolova L. V. Chashi gosudarevy zazdravnye [The Grace Cups of the Sovereign]. Biblioteka literatury Drevney Rusi [Library of Literature of Early Russia]. Editors D. S. Likhachev, L. A. Dmitriyev, A. A. Alekseyev, N. V. Ponyrko. St. Petersburg, 2000. Volume 10: 16th Century, pp. 556–561, 616–618.
14. Findeyzen N. F. Ocherki po istorii muzyki v Rossii s drevneyshikh vremen do kontsa XVIII veka. T. 1: S drevneyshikh vremen do nachala ΧVIII v. [Sketches on Music History in Russia since the Earliest Times until the End of the 18th Century. Volume 1: From the Earliest Times until the Early 18th Century]. Moscow; Leningrad: Muzgiz, 1928. 376 p.
15. Deeming H. The Appearances of Medieval Rituals: The Play of Construction and Modification. Music and Letters. January 2006. No. 87 (1), pp. 82–85.
16. Jensen C. R. Musical cultures in seventeenth-century Russia. Bloomington, 1nd: Indiana University Press, 2009. 376 p. Series: Russian Music Studies.
17. Planchart A. E. Medieval Liturgical Chant and Patristic Exegesis: Words and Music in Second-Mode Tracts. Music and Letters. 2010. No. 91 (4), pp. 583–586.
18. Wortman R. S. Scenarios of power: Myth and Ceremony in Russian Monarchy from Peter the Great to the Abdication of Nicholas II. Princeton, N. J.: Princeton University Press, 2006. 491 p.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)