Молитвы о царе и воинстве в текстах чина «Заздравной чаши» конца XVII – начала XVIII веков
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы формирования панегирических жанров русского хорового искусства.
Объектом изучения является чинопоследование «Заздравной чаши». Цель статьи – выявление певческих
приёмов воспевания образа царя и воинства в музыкально-поэтических текстах чина. Задача исследования
– изучение истории возникновения чина, его структуры и состава. Обозначенных проблем ранее касались
историки, филологи и музыковеды при анализе чина «Заздравной чаши» и одного из его вариантов – «За
приливок о здравии государя». Песнопения церковного чина изучаются автором по рукописным певче-
ским книгам, среди которых – Обиход на линейных нотах конца XVII века, включающий цикл песно-
пений «Аще бывает заздравная чаша». Он является основным материалом исследования. Актуальность
работы определяется новым ракурсом изучения песнопений чина. Автор выявляет тексты, включающие
молитвословия о царе и воинстве, определяет принципы взаимодействия поэтической и певческой со-
ставляющих. Показывается, что в языке славления чина «За приливок о здравии государя» сохраняются
поэтические и певческие приёмы, сложившиеся в христианской доксологии. Славление в текстах чина
производится традиционными поэтическими и певческими приёмами, среди которых основными являют-
ся пространные распевы и «праздничные» гласы. Основным способом выделения значимых слов текста
является использование фит и лиц.
Таким образом, в поэтических текстах праздничных обрядов петровского времени акцентируется не толь-
ко традиционно христианская, но и государственная символика.
Ключевые слова: русское хоровое искусство, русская духовная музыка, молитвословия о царе и воинстве,
песнопения церковного чина, гласы, распевы, чин «Заздравной чаши».
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Burilina E. L. Chin «Za prilivok o zdravii gosudarya» (istoriya formirovaniya i osobennosti bytovaniya) [The Ceremony “For the Anthem for the Health of the Sovereign” (History of Formation and Features of Historical Realities)]. Drevnerusskaya literatura: istochnikovedenie: sb. nauch. tr. [Early Russian Literature: Source Studies: Collected Papers]. Academy of Sciences of the USSR, House of Russian Literature. (Pushkin. House); Ed. by D. S. Likhachev. Leningrad, 1984, pp. 204–214.
3. Zakhar’ina N. B. Russkie bogosluzhebnye pevcheskie knigi XVIII–XIX vekov. Sinodal’naya traditsiya [Russian 18th and 19th Century Church Service Books of Chants. The Synod Tradition]. St. Petersburg: Peterburgskoe Vostokovedenie, 2003. 192 p.
4. Naumov V. P. Povsednevnaya zhizn’ Petra Velikogo i ego spodvizhnikov [The Everyday Life of Peter the Great and his Allies] Moscow: Molodaya gvardiya, 2010. 442 p.
5. Nikolaev B. (Prot.) Znamennyy raspev i kryukovaya notatsiya kak osnova russkogo pravoslavnogo tserkovnogo peniya [The Znamenny Chant and the Kryukovy Notation as a Basis of the Russian Orthodox Christian Church Singing]. URL: http://pstgu.ru/download/1263903884.znam_raspev.pdf (15.02.2017).
6. Nikol’sky K. T. O sluzhbakh russkoy tserkvi, byvshikh v prezhnikh pechatnykh bogosluzhebnykh knigakh [About the Services of the Russian Church as Represented in the Previous Printed Church Service Books]. St. Petersburg, 1885. 256 p.
7. Pozhidaeva G. A. Leksikon demestvennogo peniya [Lexicon of Demestvenny Singing]. Moscow: Znak, 2010. 784 p.
8. Rozhdestvo i Svyatki. Iz «Russkih kantov ot Petra Velikogo do Elizavety Petrovny» [Christmas and Christmas-Tide. From “The Russian Secular Chants from Peter the Great to Elizaveta Petrovna”]. Edited by E. E. Vasilyeva. St. Petersburg: Kompozitor, 2002. 14 p.
9. Rukopisnye sobraniya D. V. Razumovskogo i V. F. Odoyevskogo i arkhiv D. V. Razumovskogo [Manuscript Compilations of Dmitri Razumovsky and Vladimir Odoyevsky and the Archive of Dmitri Razumovsky]. Edited by I. M. Kudryavtseva. Moscow: V. I. Lenin State Library of the USSR. Manuscript Department, 1960. 264 p.
10. Sergeev V. N. Literaturnyy istochnik risunka XVII v. raboty Vasiliya Kondakova [Literary Sources of a 17th Century Drawing made by Vasily Kondakov]. Trudy Otdela drevnerusskoy literatury. Tom 32. Tekstologiya i poetika russkoy literatury XI–XVII vv. [Works from the Department of Early Russian Literature. Volume 32. Textual Criticism and Poetics of the Russian Literature from the 11th to the 17th Centuries]. Leningrad, 1977, pp. 332–337.
11. Snegirev I. M. Zazdravnye chashi [Grace Cups]. Russkiy arkhiv [Russian Archive]. 1909. No. 6, pp. 199–203.
12. Sokolova L. V. Chasha gosudareva zazdravnaya [The Grace Cup of the Sovereign]. Slovar’ knizhnikov i knizhnosti Drevney Rusi. Vyp. 2 (vtoraya polovina XIV – XVI v.). Ch. 2: L–Ya. AN SSSR. IRLI [Dictionary of the Scribes and Book Dissemination of Ancient Russia. Issue 2 (from the Second Half of the 14th to the 16th Century). Part 2: L–I. Academy of Outlines of the USSR. IRLI]. Ed. by D. S. Likhachev. Leningrad, 1989, pp. 508–511.
13. Sokolova L. V. Chashi gosudarevy zazdravnye [The Grace Cups of the Sovereign]. Biblioteka literatury Drevney Rusi [Library of Literature of Early Russia]. Editors D. S. Likhachev, L. A. Dmitriyev, A. A. Alekseyev, N. V. Ponyrko. St. Petersburg, 2000. Volume 10: 16th Century, pp. 556–561, 616–618.
14. Findeyzen N. F. Ocherki po istorii muzyki v Rossii s drevneyshikh vremen do kontsa XVIII veka. T. 1: S drevneyshikh vremen do nachala ΧVIII v. [Sketches on Music History in Russia since the Earliest Times until the End of the 18th Century. Volume 1: From the Earliest Times until the Early 18th Century]. Moscow; Leningrad: Muzgiz, 1928. 376 p.
15. Deeming H. The Appearances of Medieval Rituals: The Play of Construction and Modification. Music and Letters. January 2006. No. 87 (1), pp. 82–85.
16. Jensen C. R. Musical cultures in seventeenth-century Russia. Bloomington, 1nd: Indiana University Press, 2009. 376 p. Series: Russian Music Studies.
17. Planchart A. E. Medieval Liturgical Chant and Patristic Exegesis: Words and Music in Second-Mode Tracts. Music and Letters. 2010. No. 91 (4), pp. 583–586.
18. Wortman R. S. Scenarios of power: Myth and Ceremony in Russian Monarchy from Peter the Great to the Abdication of Nicholas II. Princeton, N. J.: Princeton University Press, 2006. 491 p.