Провинциальные конфликты: к проблеме «центр – периферия» в деятельности Императорского Русского музыкального общества

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Vera B. Valkova

Аннотация

В статье рассматриваются два особенно показательных эпизода в развитии отношений центра и периферии
Императорского Русского музыкального общества (ИРМО) на рубеже XIX–XX веков – конфликты вокруг
личностей директоров Тамбовского и Ростовского-на-Дону музыкальных училищ ИРМО Соломона Старикова
и Матвея Пресмана. На основе архивных источников прослеживаются сходства и различия обеих конфликтных
ситуаций, а также роль в них Петербургской Главной дирекции ИРМО. Специальное внимание уделено
«еврейскому вопросу», оказавшемуся важным в обоих конфликтах.
В статье делается вывод о том, что взаимоотношения Главной дирекции и представителей местных властей
(в том числе и отделений ИРМО) обнажают глубокий ментально-нравственный разлом: справедливость
и деликатность со стороны просвещённой столичной дирекции – и мелкие, далёкие от подлинных творческих
целей интересы провинциального общества. Предполагается, что причиной этого был характерный для
русской культуры разрыв в уровне культурного развития между столицами и провинцией, а также недостаточно
эффективная организационная структура ИРМО.

Ключевые слова: Императорское Русское музыкальное общество (ИРМО), Тамбов, Ростов-на-Дону,
Соломон Стариков, Матвей Пресман.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Valkova, V. B. (2018). Провинциальные конфликты: к проблеме «центр – периферия» в деятельности Императорского Русского музыкального общества. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (4), 140–147. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2018.4.140-147
Раздел
К 160-летию Русского музыкального общества
Биография автора

Vera B. Valkova, Российская академия музыки им. Гнесиных

Валькова Вера Борисовна, доктор искусствоведения, профессор кафедры истории музыки

Библиографические ссылки

1. Belkin A. M. Tambovskiy kray naveki v serdtse: kraevedcheskie ocherki [The Tambov Area Retained Forever in the Heart: Essays of Regional Lore Study]. Tambov: Tambovpoligrafizdat, 2007. 157 p.
2. Kaz'mina E. O. Muzykal'naya kul'tura Tambovskogo kraya, 1786–1917: dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Musical Culture of the Tambov Area, 1786–1917: Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 2000. 256 p.
3. Kokkezova A. M. Muzykal'no-obshchestvennaya deyatel'nost' M. L. Presmana i ee rol' v razvitii muzykal'noy kul'tury Rostova-na-Donu v kontse XIX – nachale XX veka: dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Musical-Educational Activities of M. L. Pressman and Its Role in the Development of the Musical Culture of Rostov-on-Don in the Late 19th and Early 20th Century: Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Rostov-on-Don, 2017. 237 p.
4. Krylova A. V. The Role of the Imperial Russian Musical Society in the Formation of the Musical Infrastructure of Rostov-on-Don. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2016. No. 1, pp. 83–89. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2016.1.083-089.
5. Rakhmaninov S. V. Literaturnoe nasledie: v 3 t. [Rachmaninoff, Sergei V. Literary Heritage in 3 Vol.]. Compilation, Edition, Introduction, Commentaries, Index by Z. A. Apetian. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1980. T. 2: Pis'ma [Vol. 2: Letters]. 583 p.
6. Romashchuk I. M. Opyt proshlogo kak proektsiya budushchego. Matvey Leont'evich Presman [An Experience of the Past as a Projection of the Future: Matvey Leont’evich Pressman]. Obrazovanie v sfere kul'tury [Education in the Sphere of Culture]. 2013. No. 1, pp. 29–35.
7. Smetannikova A. Yu. Rol' tvorcheskikh soyuzov i kontsertnykh uchrezhdeniy v organizatsii musykal'noy zhizni provintsial'nogo goroda v kontse XIX – nachale XX veka: na primere g. Rostova-na-Donu: dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Role of Artistic Unions and Concert Institutions in Organizing Musical Life in Provincial Town from the Late 19th to the Early of the 20th Century: On the Example of the City of Rostov-on-Don: Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Rostov-on-Don, 2016. 216 p.
8. Stroy L. R., Tsaryova E. S. The Role of Pavel Ivanov-Radkevich in Forming the Cultural Space of Krasnoyarsk in the Late 19th and Early 20th Centuries. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2017. No. 4, pp. 143–150. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2017.4.143-150.
9. Trembovel'sky E. B. Organizatsiya kul'turnogo prostranstva v Rossii: otnoshenie tsentrov i periferii [The Organization of Cultural Space in Russia: The Relations between the Center and the Periphery]. Musykal'naya akademiya [Musical Academy]. 2003. No. 2, pp. 132–137.
10. Parts L. The Russian Provinces as a Cultural Myth. Studies in Russian and Soviet Cinema. 2016. Vol. 10, No. 3, pp. 200–205.
11. Taruskin R. Defining Russia Musically. Historical and Hermeneutical Essays. Princeton and Oxford: Princeton University Press, 2000. 561 p.