Стравинский и Прокофьев: этапы пути к новой музыке

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Вера Б. Валькова

Аннотация

В статье выявляется глубинная общность начальных этапов композиторской карьеры И.Ф. Стравинского и С.С. Прокофьева – двух смелых новаторов в русской музыке начала ХХ века. При всём очевидном различии индивидуальностей и судеб в их творчестве 1900–1910-х годов можно выделить несколько коротких периодов, совпадающих по времени (с учётом некоторой размытости хронологических границ), роли в карьере и общему направлению поисков. Первый этап – 1900-е годы – пора ученичества, когда оба композитора проявляют свой особый характер в рамках академической традиции. Второй этап – 1910–1912 годы – первые дерзкие выступления: для Стравинского это балеты «Жар-птица» и «Петрушка», для Прокофьева – Вторая соната для фортепиано и Первый фортепианный концерт. Третий этап на пути к новой музыке – 1912–1913 – громкие музыкальные скандалы на премьерах «Весны священной» Стравинского и Второго фортепианного концерта Прокофьева. Четвёртый этап – 1914–1917 – отказ от прямых вызовов, «разветвление» поисков с «оглядкой» на уходящие традиции, обращение к разным жанровым сферам: опере, камерной вокальной и инструментальной музыке. Пятый этап – конец 1910-х годов – вновь с оттенком вызова провозглашение «новой простоты» и «неоклассицизма» (Первая симфония Прокофьева, «Пульчинелла» Стравинского). Совпадение этапов карьеры молодых Стравинского и Прокофьева может рассматриваться как отражение неких важных общих закономерностей в развитии искусства первых двух десятилетий ХХ века.


Ключевые слова: Стравинский, Прокофьев, начало ХХ века, новая музыка, этапы карьеры.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Валькова, В. Б. . (2022). Стравинский и Прокофьев: этапы пути к новой музыке. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 46(1), 28–37. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1335
Раздел
К юбилею С.С. Прокофьева
Биография автора

Вера Б. Валькова, Российская академия музыки имени Гнесиных, г. Москва, Россия

Доктор искусствоведения, профессор кафедры истории музыки Российской академии музыки имени Гнесиных; ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания