«Рассредоточенная тема»: пути отечественного музыкознания в зеркале истории одного понятия
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
ты в развитии российского музыкознания. Потребность в нём
возникла в 1960–1970-е годы в связи с анализом новой музыки
и древнего фольклора. Первым понятие предложил А. Г. Юс-
фин (1971). Теоретическую базу обновлённого понятия темы
разработал В. П. Бобровский. Функциональный подход позво-
лял расширить ряд теоретических понятий, в том числе музы-
кальной темы. В музыке ХХ века функции темы могут выпол-
нять не только целостные построения, но и иные структуры.
Рассредоточенная тема, по Бобровскому, представляет собой
распылённую в музыкальном «пространстве» цепь мотивов
(фраз), носителей отдельных сторон музыкального образа.
Размышления учёных о новых формах тематизма об-
нажили две важнейшие проблемы: необходимость создания
«музыкальных универсалий» и возможность использовать
для их обозначения старые термины. Музыкальные универ-
салии предполагали разработку единого терминологического
аппарата для анализа различных по историческому и этни-
ческому происхождению образцов (Джей Ран, В. В. Меду-
шевский). По-разному решался вопрос о целесообразности
использования для фиксации таких универсальных понятий
старого терминологического аппарата. Предлагались новые
термины для новых структур, выполняющих тематические
функции («порождающая интонация» Е. И. Чигарёвой).
В статье рассматривается также соотношение понятий «рас-
средоточенная тема» и «микротема».
Ключевые слова: музыкальная тема, рассредоточенная
тема, функция и структура в музыке, микротема
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Barsova I. A. Simfonii Gustava Malera [The Symphonies of Gustav Mahler]. St. Petersburg: Izd-vo im. N. I. Novikova, 2010. 584 p.
3. Bobrovsky V. P. O peremennosti funktsiy musykal’noy formy [On the Variability of the Functions of Musical Form]. Moscow: Muzyka Press, 1970. 228 p.
4. Bobrovsky V. P. Funktsional’nye osnovy muzykal’noy formy [The Functional Foundations of Musical Form]. Moscow: Muzyka Press, 1978. 332 p.
5. Val’kova V. B. K voprosu o ponyatii “muzykal’naya tema” [Concerning the Concept of the Musical Theme]. Muzykal’noe iskusstvo i nauka [The Art of Music and Scholarship]. Issue 3. Moscow, 1978, pp. 168–190.
6. Val’kova V. B. Muzykal’nyy tematizm – myshleniye – kul’tura [Musical Thematicism – Thought – Culture]. Nizhny Novgorod: Nizhny Novgorod State University Press, 1992. 163 p.
7. Val’kova V. B. Tema muzykal’naya [The Musical Theme]. Muzylal’naya entsiklopediya: v 6 t. [The Encyclopedia of Music in 6 Volumes]. Vol. 5. Moscow, 1881, col. 487–488.
8. Grinchenko I. V. Zhanr khorovoy miniatyury v russkoy musyke rubezha XIX–XX vekov (na primere 12 khorov a cappella op. 27 S. Taneeva) [The Genre of the Small Choral Piece in Russian Music at the Turn of the 20th Century (on the Example of Twelve A Cappella Choruses орus 27 by Sergei Taneyev)]. Yuzhno-Rossiyskiy musykal’nyy al’manakh [South Russian Musical Almanac]. 2013, No. 1 (12), pp. 18–26.
9. Denisov A. V. Tematizm i razvitiye v faznoy forme proizvedeniy B. Tishchenko [Thematicism and Development in the Phased Form of Boris Tishchenko’s Compositions]. Musicus, 2012, No. 3. St. Petersburg, 2012, pp. 13–25.
10. Kokoreva L. M. Neozhidannye paralleli: Debyussi – Schenberg, Berg, Webern [Unexpected Parallels: Debussy – Schoenberg, Berg, Webern]. Musikal’naya Akademiya [Musical Academy]. 2014, No. 3, pp. 124–134.
11. Lyakhovich A. V. Simvolika v proizvedeniyakh pozdnego perioda tvorchestva S. Rakhmaninova [Symbolism in the Musical Compositions of Rachmaninoff’s Late Period]. Tambov: Izd-vo R.V. Pershina, 2013. 184 p.
12. Medushevsky V. V. O musykal’nykh universaliyakh [Concerning Musical Universaliae]. S. S. Skrebkov. Stat’i i vospominaniya [S. S. Skrebkov. Articles and Memoirs]. Moscow: Sovetskiy Kompositor, 1979, pp. 176– 212.
13. Ruchyevskaya E. А. O sootnoshenii slova i melodii v russkoy kamerno-vokal’noy muzyke nachala XX veka [On the Correlation between the Text and Melody in the Chamber-Vocal Music of the Early 20th Century]. Russkaya muzyka na rubezhe XX veka: stat’i, soobshcheniya, publikatsii [Russian Music at the Dawn on the 20th Century: Articles, Memoranda, Publications]. Leningrad; Moscow, 1966, pp. 65–110.
14. Ruchyevskaya E. А. Funktsii muzykal’noy temy [The Functions of the Musical Theme]. Leningrad: Muzyka Press, 1977. 160 p.
15. Savina B. V. Nekotorye aspekty vzaimodeystviya induizma i indiyskoy ragi [Some Aspects of Interrelation between Hinduism and the Indian Raga]. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvenno pedagogicheskogo universiteta imeni A. I. Gertsena [News of Russian State A.I. Herzen University of Pedagogy]. Issue 90. St. Petersburg, 2009, pp. 65–73.
16. Skaftymova L. A. O melodike Rakhmaninova [On Rachmaninoff’s Melodicism]. Stranitsi istorii russkoy muzyki: stat’i molodykh muzykovedov [Pages from the History of Russian Music: Articles by Young Musicologists]. Leningrad, 1973, pp. 103–122.
17. Frolov S. V. Intermezzo I. K istokam odnogo termina v Rakhmaninovedenii [Towards the Sources of one Term in Rachmaninoff Studies]. Frolov S. V. S. V. Rakhmaninov: muzykal’no-istoricheskiy etyudy: sb. st. [Musical-Historical Sketches: Collection of Articles]. Tambov: Izd-vo R. V. Pershina, 2014, pp. 26–30.
18. Kholopova V. N. Formy muzykal’nykh proizvedeniy: ucheb. posobie [Forms of Musical Compositions. Manual]. 2nd Edition, Revised and Enlarged. St. Petersburg: Lan’, 2001. 496 p.
19. Chigareva E. I. Individualiziruyushchiy kompleks temoobrazuyushchikh vyrazitelnykh sredstv v usloviyakh sovremennogo muzykal’nogo yazyka i yego klassicheskie istoki [The Individualizing Complex of Theme-Generating Means of Expression in the Conditions of the Modern Musical Language and its Classical Sources]. Voprosy muzykal’noy nauki [Issues of Music Scholarship]. Issue 4. Moscow, 1979, pp. 70–108.
20. Yusfin A. G. Osobennosti formoobrazovaniya v nekotorykh vidakh narodnoy muzyki [The Particularities of Form in Certain Types of Folk Music]. Voprosy teorii muzykal’nykh form i zhanrov [Issues of the Theory of Musical Forms and Genres]. Moscow, 1971, pp. 134–161.
21. Rahn J. A Theory for All Music: Problems and Solutions in the Analysis of Non-Western Form. Toronto: University of Toronto Press, 1983. 267 p.
22. Reti R. The Thematic Process in Music. London: Faber and Faber, 1961. 362 p.