«Рассредоточенная тема»: пути отечественного музыкознания в зеркале истории одного понятия

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Vera B. Valkova

Аннотация

Понятие «рассредоточенная тема» отражает важные поворо-
ты в развитии российского музыкознания. Потребность в нём
возникла в 1960–1970-е годы в связи с анализом новой музыки
и древнего фольклора. Первым понятие предложил А. Г. Юс-
фин (1971). Теоретическую базу обновлённого понятия темы
разработал В. П. Бобровский. Функциональный подход позво-
лял расширить ряд теоретических понятий, в том числе музы-
кальной темы. В музыке ХХ века функции темы могут выпол-
нять не только целостные построения, но и иные структуры.
Рассредоточенная тема, по Бобровскому, представляет собой
распылённую в музыкальном «пространстве» цепь мотивов
(фраз), носителей отдельных сторон музыкального образа.
Размышления учёных о новых формах тематизма об-
нажили две важнейшие проблемы: необходимость создания
«музыкальных универсалий» и возможность использовать
для их обозначения старые термины. Музыкальные универ-
салии предполагали разработку единого терминологического
аппарата для анализа различных по историческому и этни-
ческому происхождению образцов (Джей Ран, В. В. Меду-
шевский). По-разному решался вопрос о целесообразности
использования для фиксации таких универсальных понятий
старого терминологического аппарата. Предлагались новые
термины для новых структур, выполняющих тематические
функции («порождающая интонация» Е. И. Чигарёвой).
В статье рассматривается также соотношение понятий «рас-
средоточенная тема» и «микротема».

Ключевые слова: музыкальная тема, рассредоточенная
тема, функция и структура в музыке, микротема

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Valkova, V. B. (2015). «Рассредоточенная тема»: пути отечественного музыкознания в зеркале истории одного понятия. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (2), 16–21. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2015.2.19.016-021
Раздел
Теория музыки
Биография автора

Vera B. Valkova, Российская академия музыки им. Гнесиных

Вера Борисовна Валькова – доктор искусствоведения, профессор кафедры истории музыки

Библиографические ссылки

1. Akopyan L. O. Bolshiye teoreticheskiye kontseptsii v muzykoznanii: svet i teni [Major Theoretical Concepts in Musicology: Light and Shadows]. Etot mnogoobraznyy mir muzyki. Prinoshenie Marku Genrikhovichu Aranovskomu: sb. st. [This Versatile World of Music. Homage to Mark Aranovsky: Articles]. Moscow, 2010, pp. 67–77.
2. Barsova I. A. Simfonii Gustava Malera [The Symphonies of Gustav Mahler]. St. Petersburg: Izd-vo im. N. I. Novikova, 2010. 584 p.
3. Bobrovsky V. P. O peremennosti funktsiy musykal’noy formy [On the Variability of the Functions of Musical Form]. Moscow: Muzyka Press, 1970. 228 p.
4. Bobrovsky V. P. Funktsional’nye osnovy muzykal’noy formy [The Functional Foundations of Musical Form]. Moscow: Muzyka Press, 1978. 332 p.
5. Val’kova V. B. K voprosu o ponyatii “muzykal’naya tema” [Concerning the Concept of the Musical Theme]. Muzykal’noe iskusstvo i nauka [The Art of Music and Scholarship]. Issue 3. Moscow, 1978, pp. 168–190.
6. Val’kova V. B. Muzykal’nyy tematizm – myshleniye – kul’tura [Musical Thematicism – Thought – Culture]. Nizhny Novgorod: Nizhny Novgorod State University Press, 1992. 163 p.
7. Val’kova V. B. Tema muzykal’naya [The Musical Theme]. Muzylal’naya entsiklopediya: v 6 t. [The Encyclopedia of Music in 6 Volumes]. Vol. 5. Moscow, 1881, col. 487–488.
8. Grinchenko I. V. Zhanr khorovoy miniatyury v russkoy musyke rubezha XIX–XX vekov (na primere 12 khorov a cappella op. 27 S. Taneeva) [The Genre of the Small Choral Piece in Russian Music at the Turn of the 20th Century (on the Example of Twelve A Cappella Choruses орus 27 by Sergei Taneyev)]. Yuzhno-Rossiyskiy musykal’nyy al’manakh [South Russian Musical Almanac]. 2013, No. 1 (12), pp. 18–26.
9. Denisov A. V. Tematizm i razvitiye v faznoy forme proizvedeniy B. Tishchenko [Thematicism and Development in the Phased Form of Boris Tishchenko’s Compositions]. Musicus, 2012, No. 3. St. Petersburg, 2012, pp. 13–25.
10. Kokoreva L. M. Neozhidannye paralleli: Debyussi – Schenberg, Berg, Webern [Unexpected Parallels: Debussy – Schoenberg, Berg, Webern]. Musikal’naya Akademiya [Musical Academy]. 2014, No. 3, pp. 124–134.
11. Lyakhovich A. V. Simvolika v proizvedeniyakh pozdnego perioda tvorchestva S. Rakhmaninova [Symbolism in the Musical Compositions of Rachmaninoff’s Late Period]. Tambov: Izd-vo R.V. Pershina, 2013. 184 p.
12. Medushevsky V. V. O musykal’nykh universaliyakh [Concerning Musical Universaliae]. S. S. Skrebkov. Stat’i i vospominaniya [S. S. Skrebkov. Articles and Memoirs]. Moscow: Sovetskiy Kompositor, 1979, pp. 176– 212.
13. Ruchyevskaya E. А. O sootnoshenii slova i melodii v russkoy kamerno-vokal’noy muzyke nachala XX veka [On the Correlation between the Text and Melody in the Chamber-Vocal Music of the Early 20th Century]. Russkaya muzyka na rubezhe XX veka: stat’i, soobshcheniya, publikatsii [Russian Music at the Dawn on the 20th Century: Articles, Memoranda, Publications]. Leningrad; Moscow, 1966, pp. 65–110.
14. Ruchyevskaya E. А. Funktsii muzykal’noy temy [The Functions of the Musical Theme]. Leningrad: Muzyka Press, 1977. 160 p.
15. Savina B. V. Nekotorye aspekty vzaimodeystviya induizma i indiyskoy ragi [Some Aspects of Interrelation between Hinduism and the Indian Raga]. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvenno pedagogicheskogo universiteta imeni A. I. Gertsena [News of Russian State A.I. Herzen University of Pedagogy]. Issue 90. St. Petersburg, 2009, pp. 65–73.
16. Skaftymova L. A. O melodike Rakhmaninova [On Rachmaninoff’s Melodicism]. Stranitsi istorii russkoy muzyki: stat’i molodykh muzykovedov [Pages from the History of Russian Music: Articles by Young Musicologists]. Leningrad, 1973, pp. 103–122.
17. Frolov S. V. Intermezzo I. K istokam odnogo termina v Rakhmaninovedenii [Towards the Sources of one Term in Rachmaninoff Studies]. Frolov S. V. S. V. Rakhmaninov: muzykal’no-istoricheskiy etyudy: sb. st. [Musical-Historical Sketches: Collection of Articles]. Tambov: Izd-vo R. V. Pershina, 2014, pp. 26–30.
18. Kholopova V. N. Formy muzykal’nykh proizvedeniy: ucheb. posobie [Forms of Musical Compositions. Manual]. 2nd Edition, Revised and Enlarged. St. Petersburg: Lan’, 2001. 496 p.
19. Chigareva E. I. Individualiziruyushchiy kompleks temoobrazuyushchikh vyrazitelnykh sredstv v usloviyakh sovremennogo muzykal’nogo yazyka i yego klassicheskie istoki [The Individualizing Complex of Theme-Generating Means of Expression in the Conditions of the Modern Musical Language and its Classical Sources]. Voprosy muzykal’noy nauki [Issues of Music Scholarship]. Issue 4. Moscow, 1979, pp. 70–108.
20. Yusfin A. G. Osobennosti formoobrazovaniya v nekotorykh vidakh narodnoy muzyki [The Particularities of Form in Certain Types of Folk Music]. Voprosy teorii muzykal’nykh form i zhanrov [Issues of the Theory of Musical Forms and Genres]. Moscow, 1971, pp. 134–161.
21. Rahn J. A Theory for All Music: Problems and Solutions in the Analysis of Non-Western Form. Toronto: University of Toronto Press, 1983. 267 p.
22. Reti R. The Thematic Process in Music. London: Faber and Faber, 1961. 362 p.