Симфоническая поэма «Песнь соловья» Игоря Стравинского
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Симфоническая поэма «Песнь соловья» (1917) была создана И. Ф. Стравинским на основе материала
его оперы «Соловей». При переработке для оркестра композитор сконцентрировал внимание на ведущем
тематизме и сумел подать его в инструментальных тембрах более красочно и выпукло, поэтому в данной
версии произведение оказалось художественно более значительным. Определяющее качество содержания
симфонической поэмы «Песнь соловья» – мир и человек в первородности своих проявлений. В относительно
небольшом музыкальном пространстве композитору удалось воссоздать множество разнообразных граней
изначального. Не столь очевиден дух первозданности в жанрово-характеристической сфере. Но Стравинский
как будто не эстетизирует жизненный материал с позиций академического искусства, а выплёскивает его
во всей натуральности, «живьём» перенося прямо в партитуру, – отсюда терпкая сочность ярмарочных
красок. «Скифство» как важнейшее выражение изначального получило здесь довольно неожиданный и
резкий поворот. При сочинении оперы по мотивам известной сказки Андерсена у Стравинского естественно
возникло побуждение соотнести её колорит с географией сюжета. При всей своей условности звуковое
решение ряда эпизодов достаточно однозначно ассоциируется с расхожим представлением о Востоке,
однако самое существенное состояло в воспроизведении особой грани русской национальной натуры в её
соприкосновениях со скифским, среднеазиатским, а также с тем, что шло от времён монголо-татарского
ига. Самое непосредственное отношение к изначальным сторонам существования имеет воссозданная
в симфонической поэме «Песнь соловья» жизнь подсознания. Для погружения в эту сферу композитор
избрал в качестве предпосылок состояния дрёмы, забытья, сонной грёзы, что становится импульсом для
разворота жизни инстинктов, совершающейся в недрах психики. И целое предстаёт в движении от динамизма
праздничного действа, воинственных шествий и живости сказочных образов к статике дрёмы, забытья.
А за движением от динамики к статике угадывается определённый семантический подтекст, отразивший
локальную историко-художественную ситуацию второй половины 1910-х годов: после авангардного бума
дерзких инициатив и взрыва новаций первой половины десятилетия происходил временный отход от
крайностей «бури и натиска».
Ключевые слова: раннее творчество Стравинского, симфоническая поэма «Песнь соловья», музыка
XX века.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Demchenko A. I. Balet I. Stravinskogo «Vesna svyashchennaya». Opyt kontseptsionnogo analiza [Stravinsky's Ballet “The Rite of Spring”. The Experience of Conceptual Analysis]. Moscow: Kompozitor, 2000. 96 p.
3. Demchenko A. I. Kartina mira v muzykal'nom iskusstve Rossii nachala veka [A Picture of the World in the Musical Art of Russia at the Beginning of the Century]. Moscow: Kompozitor, 2005. 264 p.
4. Demchenko A. I. Mirovaya khudozhestvennaya kul'tura kak sistemnoe tseloe [World Artistic Culture as a Systematic Whole]. Moscow: Vysshaya shkola, 2010. 528 p.
5. Druskin M. S. Igor' Stravinskiy [Igor Stravinsky]. Druskin M. S. Sobr. soch. V 7 t. T. 4. [Collected Works in 7 Volumes. Vol. 4]. St. Petersburg: Kompozitor, 2009, pp. 31–286.
6. Zhdanova E. I. «Zhar-ptitsa» I. Stravinskogo [“The Firebird” by Igor Stravinsky]. Muzyka v sovremennom mire [Music in the Modern World]. Tambov, 2013, pp. 397–406.
7. Kurchenko A. Р. «Skifstvo» v russkoy muzyke nachala ХХ veka [The “Scythian” Element in Russian Music of the Early Twentieth Century]. Iz istorii russkoy i sovetskoy muzyki [From the History of Russian and Soviet Music]. Issue 2. Moscow: Muzyka, 1976, pp. 170–195.
8. Ozhegov S. I. Slovar' russkogo yazyka [Dictionary of the Russian Language]. Moscow: Sovetskaya entsiklopediya, 1968. 900 p.
9. Russkaya muzyka i XX vek [Russian Music and the 20th Century]. Moscow: State Institute of Art Studies, 1997. 874 p.
10. Savenko S. I. Mir Stravinskogo [The World of Stravinsky]. Moscow: Kompozitor, 2001. 328 p.
11. Smirnov V. V. Tvorcheskoe formirovanie I. F. Stravinskogo [The Creative Formation of Igor Stravinsky]. Leningrad: Muzyka, 1970. 152 p.
12. Stravinskiy – publitsist i sobesednik [Stravinsky – Publicist and Interlocutor]. Moscow: Muzyka, 1988. 504 p.
13. Stravinskiy I. F. Khronika moey zhizni [Chronicles of my Life]. Leningrad: Muzyka, 1963. 368 p.
14. Yarustovskiy B. M. Igor' Stravinskiy [Igor Stravinsky]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1969. 320 p.
15. Bubushkin D. The Correspondence of Vera and Igor Stravinsky. London: Thames a. Hudson, 1985. 239 p.
16. Elliot D. New Worlds, Russian Art and Society 1900–1937. London, 1986. 280 p.
17. Taruskin R. On Russian Music. Berkeley: University of California Press, 2010. 416 p.
18. Taruskin R. Stravinsky and the Russian traditions. Oxford: Oxford Univ. Press, 1996. 188 p.
19. White E. W. Stravinsky: The Composer and His Works. Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 1979. 480 p.