Провинциальные конфликты: к проблеме «центр – периферия» в деятельности Императорского Русского музыкального общества
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
В статье рассматриваются два особенно показательных эпизода в развитии отношений центра и периферии
Императорского Русского музыкального общества (ИРМО) на рубеже XIX–XX веков – конфликты вокруг
личностей директоров Тамбовского и Ростовского-на-Дону музыкальных училищ ИРМО Соломона Старикова
и Матвея Пресмана. На основе архивных источников прослеживаются сходства и различия обеих конфликтных
ситуаций, а также роль в них Петербургской Главной дирекции ИРМО. Специальное внимание уделено
«еврейскому вопросу», оказавшемуся важным в обоих конфликтах.
В статье делается вывод о том, что взаимоотношения Главной дирекции и представителей местных властей
(в том числе и отделений ИРМО) обнажают глубокий ментально-нравственный разлом: справедливость
и деликатность со стороны просвещённой столичной дирекции – и мелкие, далёкие от подлинных творческих
целей интересы провинциального общества. Предполагается, что причиной этого был характерный для
русской культуры разрыв в уровне культурного развития между столицами и провинцией, а также недостаточно
эффективная организационная структура ИРМО.
Ключевые слова: Императорское Русское музыкальное общество (ИРМО), Тамбов, Ростов-на-Дону,
Соломон Стариков, Матвей Пресман.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Kaz'mina E. O. Muzykal'naya kul'tura Tambovskogo kraya, 1786–1917: dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Musical Culture of the Tambov Area, 1786–1917: Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 2000. 256 p.
3. Kokkezova A. M. Muzykal'no-obshchestvennaya deyatel'nost' M. L. Presmana i ee rol' v razvitii muzykal'noy kul'tury Rostova-na-Donu v kontse XIX – nachale XX veka: dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Musical-Educational Activities of M. L. Pressman and Its Role in the Development of the Musical Culture of Rostov-on-Don in the Late 19th and Early 20th Century: Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Rostov-on-Don, 2017. 237 p.
4. Krylova A. V. The Role of the Imperial Russian Musical Society in the Formation of the Musical Infrastructure of Rostov-on-Don. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2016. No. 1, pp. 83–89. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2016.1.083-089.
5. Rakhmaninov S. V. Literaturnoe nasledie: v 3 t. [Rachmaninoff, Sergei V. Literary Heritage in 3 Vol.]. Compilation, Edition, Introduction, Commentaries, Index by Z. A. Apetian. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1980. T. 2: Pis'ma [Vol. 2: Letters]. 583 p.
6. Romashchuk I. M. Opyt proshlogo kak proektsiya budushchego. Matvey Leont'evich Presman [An Experience of the Past as a Projection of the Future: Matvey Leont’evich Pressman]. Obrazovanie v sfere kul'tury [Education in the Sphere of Culture]. 2013. No. 1, pp. 29–35.
7. Smetannikova A. Yu. Rol' tvorcheskikh soyuzov i kontsertnykh uchrezhdeniy v organizatsii musykal'noy zhizni provintsial'nogo goroda v kontse XIX – nachale XX veka: na primere g. Rostova-na-Donu: dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Role of Artistic Unions and Concert Institutions in Organizing Musical Life in Provincial Town from the Late 19th to the Early of the 20th Century: On the Example of the City of Rostov-on-Don: Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Rostov-on-Don, 2016. 216 p.
8. Stroy L. R., Tsaryova E. S. The Role of Pavel Ivanov-Radkevich in Forming the Cultural Space of Krasnoyarsk in the Late 19th and Early 20th Centuries. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2017. No. 4, pp. 143–150. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2017.4.143-150.
9. Trembovel'sky E. B. Organizatsiya kul'turnogo prostranstva v Rossii: otnoshenie tsentrov i periferii [The Organization of Cultural Space in Russia: The Relations between the Center and the Periphery]. Musykal'naya akademiya [Musical Academy]. 2003. No. 2, pp. 132–137.
10. Parts L. The Russian Provinces as a Cultural Myth. Studies in Russian and Soviet Cinema. 2016. Vol. 10, No. 3, pp. 200–205.
11. Taruskin R. Defining Russia Musically. Historical and Hermeneutical Essays. Princeton and Oxford: Princeton University Press, 2000. 561 p.