Электронные азбуки для нотолинейной реконструкции знаменного распева
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Проблема нотолинейной реконструкции знаменных песнопений не теряет своей актуальности особенно
для случая беспометной нотации. Важную роль в решении этой проблемы играют азбуки знаменного распева.
Созданные авторами данного исследования электронные азбуки знаменного распева выгодно отличаются от
азбук XV–XVI веков с их толкованиями и от «авторских» азбук XIX века по следующим показателям: 1) они
построены на основе двознаменных певческих книг конца XVII – начала XVIII веков, когда знаменный рас-
пев достиг своего наивысшего расцвета; 2) азбуки формируются для разных типов певческих книг (Октоихи,
Праздники, Ирмологий) и содержат разнообразную количественную информацию, играющую важную роль в
процессе дешифровки. В статье описывается структура азбук (с детальными примерами) и возможности их
использования (анализ гласовой специфики знаменного распева, уточнение семантики помет, сравнительный
анализ разных типов певческих рукописей и др.).
Ключевые слова: двознаменники, знаменный распев, нотолинейное представление, алфавит знамен, азбука, помета.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Bakhmutova I. V., Gusev V. D., Titkova T. N. O funktsiyakh ukazatel’nykh pomet (na materiale dvoznamennika XVIII veka) [Concerning the Functions of the Indicative Marks (based on the Material of the Dvoyeznamennik from the 18th Century)]. Sibirskiy muzykal’nyy al’manakh [Siberian Music Almanac]. Novosibirsk, 2002, pp. 81–92.
3. Bakhmutova I. V., Gusev V. D., Titkova T. N. Faktory, vliyayushchie na tochnost’ notolineynoy rekonstruktsii pometnykh znamennykh pesnopeniy [The Factors Influencing the Accuracy of the Reconstruction in Staff-Notation of the Russian Znamennyi Marked Chants]. Sibirskiy muzykal’nyy al’manakh [Siberian Music Almanac]. Novosibirsk, 2004, pp. 51–59.
4. Bakhmutova I. V., Gusev V. D., Titkova T. N. Elektronnaya azbuka znamennogo raspeva: рredvaritel’naya versiya [The Electronic Alphabet of the Znamenny Chant: Preliminary Version]. Analiz strukturnykh zakonomernostey. Vychislitel’nye sistemy [Analysis of Structural Regularities. Computational Systems]. Novosibirsk, 2005, No. 174, pp. 29–53.
5. Brazhnikov M. V. Drevnerusskaya teoriya muzyki. Po rukopisnym materialam XV–XVIII vekov [Early Russian Music Theory. Based on Manuscript Materials from the 15th–17th Centuries]. Leningrad: Muzyka Press, 1972. 424 p.
6. Zvereva S. G. K probleme deshifrovki znamennoy notatsii kontsa XVII – nachala XVIII vv. [Concerning the Issue of Deciphering the Znamenny Notation of the Late 17th and Early 18th Centuries]. Problemy deshifrovki drevnerusskikh pesnopeniy: sb. nauch. tr. [Issues of Deciphering Early Russian Chants: a Compilation of Scholarly Works]. Leningrad, 1987, pp. 73–89.
7. Pevcheskie azbuki Drevney Rusi [The Chant Alphabet of Ancient Rus]. Publications, Translations, Foreword and Commentaries by D. Shabalin. Kemerovo: Kuzbassvuzizdat, 1991. 278 p.