О звуковысотной организации знаменного распева в аспекте дешифровки

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Irina V. Bakhmutova
Vladimir D. Gusev
Liubov A. Miroshnichenko
Tatiana N. Titkova

Аннотация

Проблема перевода древнерусских знаменных песнопений в современную нотолинейную форму носит дешифровочный характер и остаётся актуальной для беспометной нотации. Развиваемый авторами подход
к компьютерной поддержке процесса дешифровки основан на использовании двознаменных певческих книг конца XVII – начала XVIII столетия. Сложность дешифровки обусловлена тем, что знамена могут иметь множество различных нотных интерпретаций. Созданные нами алгоритмы позволяют правильно восстанавливать ритмическую структуру распева для 95–98% знамен в разных гласах. Однако точность реконструкции звуковысотной составляющей гораздо ниже – порядка 60–80%. Этим обусловлена необходимость более детального изучения звуковысотной организации знаменного распева. В работе проведён количественный анализ звуковысотных переходов от одного знамени к следующему для всевозможных комбинаций пар знамен (биграмм), представленных в текстах двознаменников с предварительно устранёнными степенными и указательными пометами (три Октоиха и Ирмологий). Полученная статистика допустимых интервалов может быть использована в процессе дешифровки беспометной нотации для коррекции не согласующихся с ней вариантов. Приведены примеры знаменных биграмм, демонстрирующих неожиданные особенности знаменного распева, практически не освещённые в литературе. Попутно затронуты вопросы, касающиеся определения понятия «строки», выявления биграммных индикаторов попевочных структур, особенностей распева тандемно повторяющихся знамен и др.

Ключевые слова: знаменный распев, двознаменники, нотолинейная реконструкция, попевки, биграммы.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Bakhmutova, I. V., Gusev, V. D., Miroshnichenko, L. A., & Titkova, T. N. (2019). О звуковысотной организации знаменного распева в аспекте дешифровки. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (1), 7–14. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2019.1.007-014
Раздел
Горизонты музыкознания
Биографии авторов

Irina V. Bakhmutova, Институт математики им. С. Л. Соболева

Бахмутова Ирина Владимировна, научный сотрудник

Vladimir D. Gusev, Институт математики им. С. Л. Соболева

Гусев Владимир Дмитриевич, кандидат технических наук, старший научный сотрудник

Liubov A. Miroshnichenko, Институт математики им. С. Л. Соболева

Мирошниченко Любовь Александровна, кандидат технических наук, старший научный сотрудник

Tatiana N. Titkova, Институт математики им. С. Л. Соболева

Титкова Татьяна Николаевна, кандидат технических наук, ведущий инженер

Библиографические ссылки

1. Alekseeva G. V. Concerning the Study of the Processes of Transmission of the Byzantine Tradition of Church Singing in the Art of Russia and Korea. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2018. No. 1, pp. 96–103. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2018.1.096-103.
2. Bakhmutova I. V., Gusev V. D., Miroshnichenko L. A., Titkova T. N. Sopostavlenie i integratsiya podkhodov k deshifrovke drevnerusskikh znamennykh pesnopeniy [Comparison and Integration of Approaches to Deciphering Early Russian Chants]. Mashinnoe obuchenie i analiz dannykh [Machine Learning and Data Analysis]. 2016. Vol. 2, No. 4, pp. 391–406.
3. Brazhnikov M. V. Drevnerusskaya teoriya muzyki. Po rukopisnym materialam XV–XVIII vekov [The Early Russian Theory of Music. Based on Manuscript Materials from the 15th – 17th Centuries]. Leningrad: Muzyika, 1972. 424 p.
4. Kruchinina A. N. Popevka v russkoy muzykal'noy teorii XVII veka: avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Popevka in Russian Musical Theory of the 17th Century: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Leningrad, 1979. 19 p.
5. Kutuzov B. P. Russkoe znamennoe penie [Russian Znamenny Chant]. Moscow: Andrey Rublev, 2008. 304 p.
6. Frolov S. V. K probleme zvukovysotnosti bespometnoy znamennoy notatsii [Concerning the Problem of Pitch Znamenny Notation]. Problemy istorii i teorii drevnerusskoy muzyki [Issues of the History and Theory of Early Russian Music]. Comp. by A. S. Belonenko. Leningrad, 1979, pp. 124–147.
7. Philippovich A., Danshina M., Golubeva I. The Methodology of Automated Decoding of Znamenny Chants: CEUR Workshop Proceedings 5. AIST-SUP 2016. Supplementary Proceedings of the 5th International Conference on Analysis of Images, Social Networks and Texts. Yekaterinburg, 2016, pp. 27–41.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)