Концерт М. Березовского «Не отвержи мене во время старости» в контексте стилеобразующих принципов русской музыки XVIII столетия

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Boris A. Shindin

Аннотация

Процесс освоения русскими композиторами XVIII века нового художественного пространства сопровождался множеством противоречивых тенденций. Явления нарождающейся культуры нового времени и далеко
не утраченные традиции музыкального прошлого раскрывали свой потенциал преимущественно в русле двух стилевых потоков: барокко и классицизма. Адекватное истолкование созданного в это время массива произведений происходит путём сопоставления тенденций отечественной и западноевропейской культуры.
Проблемное поле положений Д. С. Лихачёва о своеобразии русского барокко расширили литературоведы и музыковеды. Сложилась точка зрения, согласно которой русское барокко, в отличие от европейского, носило оптимистический характер со слабо выраженным трагическим элементом. В эту картину не вписывается, однако, насыщенный трагическими настроениями хоровой концерт М. С. Березовского «Не отвержи мене во время старости», совместивший признаки барокко и классицизма.
В основу Концерта положены стихи (9–13) 70-го псалма, повествующего о трагических обстоятельствах жизни Давида. Магистральный вектор вербальных мотивов раскрывает популярную в искусстве полную драматизма тему изгнания. Наделённая экспрессией лексика усилена напряжённым интонационным развитием, охватывающим все разделы цикла. Эмоциональный накал Концерта позволяет поместить его в художественное пространство, сопряжённое с трагедийной сферой отечественной музыки, той её части, которая представляет индивидуальные мотивы человеческой истории. Трагедийная тема – сквозная для русской музыки. В ХIХ веке трагедия личности наиболее ярко раскрыта в творчестве П. И. Чайковского, в ХХ веке – в творчестве
Д. Д. Шостаковича. Вершиной трагического восприятия мира ХVIII века следует признать хоровой цикл
М. С. Березовского.

Ключевые слова: Максим Березовский, хоровой концерт, русская музыка, русское барокко, 70-й псалом, трагедийная образность, генетические коды искусства, Д. Д. Шостакович, П. И. Чайковский.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Shindin, B. A. (2018). Концерт М. Березовского «Не отвержи мене во время старости» в контексте стилеобразующих принципов русской музыки XVIII столетия. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (1), 23–30. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2018.1.023-030
Раздел
Музыкальный жанр и стиль
Биография автора

Boris A. Shindin, Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки

Шиндин Борис Александрович, доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой
истории музыки

Библиографические ссылки

1. Asaf’ev B. V. Ob issledovanii russkoy muzyki XVIII veka i dvukh operakh Bortnyanskogo [About the Research of Russian Music of the 18th Century and of Two Operas by Bortnyansky]. Izbrannye trudy [Selected Works]. Moscow, 1995. Vol. 4, pp. 25–34.
2. Vladyshevskaya T. F. Partesnyy khorovoy kontsert v epokhu barokko [Partesny Choral Concerto in the Baroque Era]. Traditsii russkoy muzykal’noy kul’tury XVIII veka [The Traditions of Russian Musical Culture of the 18th Century]. Vol. 21. Moscow, 1975, pp. 72–112.
3. Keldysh Yu. V. D. S. Bortnyanskiy [D. S. Bortnyansky]. Istoriya russkoy muzyki: v 10 t. [The History of Russian Music: In 10 Vol.]. Vol. 3. Moscow, 1985, pp. 161–193.
4. Kiknadze L. V., Rabinovich V. I. Istoricheskie zakonomernosti stileobrazovaniya i russkaya muzykal’naya kul’tura XVIII veka [Historical Patterns of Style Formation and the Russian Musical Culture of 18th Century]. Traditsii russkoy muzykal’noy kul’tury XVIII veka [The Traditions of Russian Musical Culture of the 18th Century]. Vol. 21. Moscow, 1975, pp. 18–31.
5. Levashev E. M. M. S. Berezovskiy [M. S. Berezovsky]. Istoriya russkoy muzyki: v 10 t. [History of Russian Music: In 10 Vol.]. Vol. 3. Moscow, 1985, pp. 132–160.
6. Likhachev D. S. Razvitie russkoy literatury X–XVII vekov [The Development of Russian Literature from the 10th to the 17th Centuries]. Leningrad: Nauka, 1973. 253 p.
7. Panchenko A. M. Russkaya kul’tura v kanun petrovskikh reform [Russian Culture on the Eve of Tsar Peter’s Reforms]. Leningrad: Nauka, 1984. 203 p.
8. Pobedinskaya A. G. Vvedenie [Introduction]. Russkoe iskusstvo epokhi barokko: konets XVII – pervaya polovina XVIII veka: katalog [Russian Art of the Baroque Era: From the End of the 17th to the First Half of 18th Century: A Catalogue]. Leningrad, 1984, pp. 3–20.
9. Rytsareva M. G. Kompozitor M. S. Berezovskiy. Zhizn’ i tvorchestvo [The Composer M. S. Berezovsky. Life and Work]. Leningrad: Muzyka, 1983. 144 p.
10. Shaginyan M. S. Vospominaniya o Sergee Vasil’eviche Rakhmaninove [The Memories of Sergei Vasilyevich Rachmaninoff]. Sobranie sochineniy: v 9 t. [Collected works: In 9 Vol.]. Vol. 7. Moscow, 1988, pp. 359–431.