Использование билингв «знамя – нота» для выявления инвариантных структурных единиц знаменного распева
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
подход к решению проблемы нотолинейной реконструкции
(дешифровки) древнерусских знаменных песнопений. Он
основан на выявлении в текстах двознаменников цепочек
знамен, однозначно или с допустимыми отклонениями ин-
терпретируемых в конкретном гласе. Разработан алгоритм
выделения и использования таких цепочек для целей де-
шифровки. На объёмном обучающем материале построены
в формате «знамя – нота» электронные словари инвариантов
и квазиинвариантов для всех 8 гласов двознаменного рас-
пева. Эксперименты на контрольном материале показали,
что уже на данном этапе электронные словари в состоянии
обеспечить в среднем 60–70%-ю дешифруемость по гласам.
Основным достоинством подхода является его ориентация на
общий случай беспометной нотации.
Ключевые слова: двознаменники, нотолинейная рекон-
струкция, беспометная нотация, внутригласовые инвариан-
ты, электронный словарь знаменного распева
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Bakhmutova I. V., Gusev V. D., Titkova T. N. Faktory, vliyayushchie na tochnost’ notolineynoy rekonstruktsii pometnykh znamennykh pesnopeniy [The Factors Influencing the Accuracy of the Reconstruction of Notation of the Russian Znamennyi Marked Hymnals]. Sibirskiy muzykal’nyy al’manakh [Siberian Music Almanac]. Novosibirsk, 2004, pp. 51–59.
3. Bakhmutova I. V., Gusev V. D., Titkova T. N. Elektronnaya azbuka znamennogo raspeva: рredvaritel’naya versiya [The Electronic Alphabet of the Znamenny Chant: Preliminary Version]. Analiz strukturnykh zakonomernostey. Vychislitel’nyesistemy [Analysis of Structural Regularities. Computative Systems]. Novosibirsk, 2005, No. 174, pp. 29–53.
4. Bakhmutova I. V., Gusev V. D., Titkova T. N. Komp’yuternyy analiz i vosstanovlenie znamennoy sostavlyayushchey podborki V. M. Metallova. [A Computer-Based Analysis and Neumatic Reconstruction of the Znamenny Components of Metallov’s Set] Sibirskiy muzykal’nyy al’manakh [Siberian Music Almanac]. Novosibirsk, 2010, pp. 62–81.
5. Bakhmutova I. V., Gusev V. D., Titkova T. N. Komp’yuternyy poisk invariantnykh strukturnykh edinits znamennogo raspeva [A Computer-Based Search for the Invariant Structural Elements of the Znamenny Chant]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship]. 2011, No. 1 (8), pp. 20–24.
6. Bakhmutova I. V., Gusev V. D., Titkova T. N. Vyyavlenie invariantov i kvaziinvariantov znamennogo raspeva s pomoshch’yu bilingv tipa ’znamya-nota’ [Disclosure of the Invariants and Quasi-Invariants of the Znamennyi Chant by Means of the “Neume-Note” Bilingual Dictionary]. ZONT– 2013: mat-ly Vseros. konf. [ZONT–2013: Presentations from the Russian Conference]. Novosibirsk, 2013. Vol. 1, pp. 27–35.
7. Brazhnikov M. V. Drevnerusskaya teoriya muzyki. Po rukopisnym materialam XV–VIII vekov [Early Russian Music Theory. Based on Manuscripts from the 15th–17th Centuries]. Leningrad: Muzyka Press, 1972. 424 p.
8. Brazhnikov M. V. Litsa i fity znamennogo raspeva [The Litsa and Fitas of the Russian Znamenny Chant]. Leningrad: Muzyka Press, 1984. 302 p.
9. Kutuzov B. P. Russkoe znamennoe penie [The Russian Znamenny Chant Singing]. Second Edition. Moscow: Andrey Rublev, 2008. 304 p.
10. Metallov V. M. Osmoglasie znamennogo raspeva (sbornik notolineynykh popevok) [The Osmoglasie of the Znamennyi Chan (Set of Notated Popevkas)]. Moscow, 1899. 50 p.