О типологии национальных фортепианных школ стран Дальневосточного региона (Китай, Корея, Япония)

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Sergei A. Eisenstadt

Аннотация

Фортепианным школам отдельных стран Дальневосточного
региона посвящено немало исследований. Однако черты их
типологической общности изучены далеко не достаточно.
В статье выявляются сущностные признаки фортепианных
школ Китая, Кореи и Японии. Они рассматриваются как
феномен, явившийся результатом ускоренного развития пи-
анистической культуры за пределами европейской культур-
но-исторической среды. Данный феномен предложено обо-
значить как «молодые национальные фортепианные школы
Дальнего Востока». Выделены их типологические отличия
от пианистических школ традиционного западного типа: кон-
такты с западными национальными фортепианными школа-
ми в системных рамках коммуникации «учитель – ученик», а
также на высших стадиях развития; опора на национальный
репертуар (менее интенсивна); системообразующее значение
коммуникации «исполнитель – последователь» (усилено).
Опираясь на сформулированные в статье критерии, автор по-
казывает, что к настоящему времени «молодые национальные
фортепианные школы Дальнего Востока» вступили в стадию
зрелости.

Ключевые слова: фортепианное исполнительство Китая,
фортепианное исполнительство Кореи, фортепианное испол-
нительство Японии, национальные фортепианные школы,
фортепианное искусство Дальневосточного региона

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Eisenstadt, S. A. (2015). О типологии национальных фортепианных школ стран Дальневосточного региона (Китай, Корея, Япония). Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (2), 54–60. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2015.2.19.054-060
Раздел
Музыкальная культура народов мира
Биография автора

Sergei A. Eisenstadt, Дальневосточная государственная академия искусств

Сергей Абрамович Айзенштадт – кандидат искусствоведения,
профессор кафедры специального фортепиано

Библиографические ссылки

1. Eisenstadt S. A. K probleme dukhovnogo liderstva v fortepiannykh shkolakh stran Dal’nevostochnogo regiona [On the Problem of Spiritual Leadership in Schools of Piano Instruction in Eastern Asian Countries] Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Herald of the Tomsk State University]. 2014, No. 382, pp. 75–80.
2. Eisenstadt S. A. Stilevye iskaniya v fortepiannom ispolnitel’stve stran Dal’nevostochnogo regiona [Stylistic Quests in Piano Performance in Countries of the Eastern Asian Region] Problemy muzykal’noi nauki [Music Scholarship]. 2011, No. 2, pp. 184–188.
3. Borodin B. B. Otechestvennaya fortepianno-ispolnitel’skaya shkola: k probleme identichnosti [The Russian School of Piano Performance: Concerning the Problem of Identity]. Iskusstvovedenie v kontekste drugikh nauk v Rossii i za rubezhom. Paralleli i vzaimodeystviya [Art Criticism in the Context of Other Disciplines in Russia and in Other Countries. Parallels and Interactions]. Moscow; Edinburgh, 2014, pр. 63–73.
4. Drozhzhina M. N. Molodye natsional’nye kompozitorskie shkoly Vostoka kak yavlenie muzykal’nogo iskusstva XX veka: dis. … d-ra iskusstvovedeniya [Young National Composition Schools of the East as a Phenomenon of the Art of Music in the 20th Century: Dissertation for the Degree of Doctor of Arts]. Novosibirsk, 2005. 346 p.
5. Kandinskiy-Rybnikov A. A. Epokha romanticheskogo pianizma i sovremennoe ispolnitel’skoe iskusstvo [The Era of Romantic Pianism and the Contemporary Art of Performance]. Muzykal’noe ispolnitel’stvo i pedagogika. Istoriya i sovremennost’ [Musical Performance and Pedagogy. History and the Present Day]. Moscow, 1991, pp. 189–213.
6. Nyu Yatsan’. Fortepiannaya pedagogika Rossii i Kitaya: integrativnyy podkhod: dis. … kand. ped. nauk [Piano Pedagogy of Russia and China: An Integrative Approach: Dissertation for the Degree of Pedagogical Disciplines]. Moscow, 2009. 197 p.
7. Syuy Bo. Fenomen fortepiannogo ispolnitel’stva v Kitae na rubezhe XX–XXI vekov: dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Phenomenon of Piano Performance in China at the Turn of the 20th and 21st Centuries: Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Rostov-na-Donu, 2011. 149 p.
8. Uchitel’ [Teacher]. Bol’shoy tolkovyy slovar’ russkogo yazyka [Large Explanatory Dictionary of the Russian Language]. Edited by S. Kuznetsov. St. Petersburg: Norint, 2000, pp. 1411.
9. Huntington S. Stolknovenie tsivilizatsiy [The Clash of Civilizations]. Translated by T. Velimeyev, Y. Novikov. Moscow: АСТ, 2003. 576 с.
10. Yaroshevsky M. G. Logika razvitiya nauki i nauchnaya shkola [The Logic of Development of Scholarship and Academic School]. Shkoly v nauke [Schools in Scholarship]. Moscow: Nauka, 1977, pp. 7–96.
11. Official Site of Hai-Kuong Suh. URL: http://www. haikyungsuh.com.
12. Official Site of Kun Woo Paik. URL: http://www. kunwoopaik.com.
13. Official Site of Lang Lang. URL: http://langlang.com.
14. Official Site of Nakamura Hiroko. URL: http:// nakamurahiroko.com.
15. Official Site of Takahiro Sonoda. URL: http://www. takahiro-sonoda.com.
16. Official Site of Yin Chengzong. URL: http:// www. yinchengzong.com.
17. Pianiseuteu Kun Woo Paik. (In Korean) [Pianist Kun Woo Paik] URL: http://www.koreamonitor.net/print_ it.cfm?upccode=BG66FB1FA7-7.