Фортепианная культура Китая и Кореи глазами американских исследователей

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Sergei A. Eisenstadt

Аннотация

Среди американских публикаций последних десятилетий,
посвящённых рассматриваемой тематике, наиболее интерес-
ными представляются исследования Р. Крауса, Хван Окон и
М. Ёсихары. Общая их черта – концентрация внимания не
столько на бесспорных достижениях, сколько на проблемах
и противоречиях системного характера, возникающих в ходе
адаптации европейской музыкальной модели к инокультур-
ной среде.
Р. Краус даёт аргументированный анализ роли социаль-
но-статусных приоритетов среднего класса в продвижения
фортепиано в Китае. Хван Окон связывает исключительную
успешность адаптации европейской пианистической культу-
ры в Корее с психологическим переносом ценностей кон-
фуцианской этики на принципы, лежащие в основе современ-
ного западного музыкального образования. Концепцию Хван
Окон следует счесть весьма плодотворной, распространив
её на Дальневосточный регион в целом. Вместе с тем можно
высказать целый ряд уточнений и дополнений, а в ряде слу-
чаев и несогласий с отдельными положениями. М. Ёсихара,
анализируя особенности самоидентификации японских, ко-
рейских и китайских академических музыкантов, приходит к
выводу, что в подавляющем большинстве случаев они иден-
тифицируют себя в профессиональном плане не в качестве
представителей национальной музыкальной культуры, а как
члены «наднационального сообщества» классических му-
зыкантов. Признавая доказательность аргументации амери-
канского исследователя, следует отметить, что в творчестве
музыкантов-исполнителей Дальневосточного региона неред-
ко обнаруживаются отчётливые черты стилевой общности,
опредёленные генетическими связями с культурными тради-
циями ареала.
Проблемы, очерченные в рассмотренных работах, об-
условлены системными свойствами феномена музыкальной
культуры стран Дальнего Востока и настоятельно требуют
дальнейшего осмысления.

Ключевые слова: фортепиано, музыкальное исполни-
тельство Китая, Кореи, Японии, Дальневосточный регион,
музыковедение США, конфуцианство

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Eisenstadt, S. A. (2013). Фортепианная культура Китая и Кореи глазами американских исследователей. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (2), 6–11. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/109
Раздел
Музыкальная культура народов мира
Биография автора

Sergei A. Eisenstadt, Дальневосточная государственная академия искусств

Сергей Абрамович Айзенштадт – кандидат искусствоведения,
профессор кафедры специального фортепиано

Библиографические ссылки

1. Aizenshtadt S. Stilevye iskaniya v fortepiannom ispolnitel’stve stran Dal’nevostochnogo regiona [The Stylistic Quest in Piano Performance in the Countries of the Far East Re¬gion]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship], 2011, no. 2 (9), pp. 184–188.
2. Aizenshtadt S., Kharuto A. O nekotorykh osobennostyakh fortepiannogo intonirovaniya predstaviteley muzykal’noy kul’tury stran Dal’nevostochnogo regiona. Komp’yuternyy analiz [About Some Features of Piano Intonation among the Representatives of the Musical Culture of the Countries of Far East Region. A Computer Analysis]. Muzykal’naya akademiya [Musical Academy], 2013, no. 1, pp. 118–126.
3. Kuznetsova E. Sredniy klass: zapadnye kontseptsii [The Middle Class: Western Conceptions]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya [World Economics and Interna¬tional Relations], 2009, no. 2, pp. 19–28.
4. Meshcheriakov B., Zinchenko V. Bol’shoy psikhologiches¬kiy slovar’ [Large Dictionary of Psychology]. Moscow: AST Press, 2003. 672 p.
5. Park Kyong Hwa. Istoriya fortepiannoy kul’tury Korei [The History of Piano Culture in Korea]. St. Petersburg.: Izdatel¬stvo imeni N. I. Novikova, 2007. 342 p.
6. Syuy Bo. Fenomen fortepiannogo ispolnitel’stva v Kitae na rubezhe XX–XXI vekov: Dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Phenomenon of Piano Performance in China at the Turn of 20th and 21th Centuries: Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Rostov-on-Don, 2011. 149 p.
7. Muzykal’naya odarennost’ Iu Bel Mi [The Musical Gift¬edness of Iu Bel Mi]. Kymsugansan, 2010, no., 7. URL: http:// naenara.com.
8. Deuchler M. The Confucian Transformation of Korea. Harvard University Asia Center; Harvard-Yenching Institute, 1995. 456 p.
9. Hwang Okon. Western Art Music in Korea: Everyday Ex¬perience and Cultural Critique: A Dissertation Submitted to the Faculty of Wesleyan University in Partial Fulfillment of the Re¬quirements for the Degree of Doctor of Philosophy. Middletown, Connecticut, 2001. 353 p.
10. Kraus R. Pianos and Politics in China. New York; Ox¬ford: Oxford University Press, 1989. 472 p.
11. Weber M. Die rationalen und soziologischen Grundla¬gen der Musik. Tubingen, 1972. 77 s.
12. Yoshihara M. Musicians from a Different Shore: Asians and Asian Americans in Classical Music. Philadelphia: Temple University Press, 2007. 288 p.