Восточный романтизм и его трансформации в китайском фортепианном исполнительстве

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Sergei A. Eisenstadt

Аннотация

В статье анализируется взаимодействие стилевых процессов,
определяющих пути развития современного фортепианного
исполнительства Китая с рядом общих тенденций мировой
пианистической культуры. Главную стилевую платформу
китайского фортепианного искусства автор определяет как
восточный романтизм, характеризующийся принципиаль-
ным оптимизмом и гармоничностью мироощущения, особым
вниманием к декоративности и чувственному наслаждению
подробностями. Устойчивость данной стилевой платформы
обусловлена как соответствием базовым национальным тра-
дициям, так и воздействием общемировых социокультурных
тенденций. Вместе с тем, в творчестве ведущих современных
исполнителей Китая можно наблюдать её трансформации,
характер которых в первую очередь определён воздействием
факторов художественной культуры Запада. Среди них выде-
ляются следующие: рост воздействия форм художественного
мышления, присущих массовой западной культуре; интен-
сивное развитие исполнительской манеры, генетически свя-
занной с салонно-виртуозным музицированием; нарастание
общности с рядом эстетических установок европейского мо-
дерна.

Ключевые слова: музыкальная культура Китая, форте-
пианное исполнительство Китая, массовая культура, модерн,
романтизм, салонный стиль исполнения, фортепиано

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Eisenstadt, S. A. (2014). Восточный романтизм и его трансформации в китайском фортепианном исполнительстве. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (1), 4–9. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/158
Раздел
Музыкальная культура народов мира
Биография автора

Sergei A. Eisenstadt, Дальневосточная государственная академия искусств

Айзенштадт Сергей Абрамович –
кандидат искусствоведения,
профессор кафедры специального фортепиано

Библиографические ссылки

1. Eisenstadt S. Stilevye iskaniya v fortepiannom ispolnitel'stve stran Dal'nevostochnogo regiona [The Stylistic Search in Performance on the Piano in the Countries of the Far-Eastern Region] Problemy muzykal'noy nauki [Music Scholarship]. 2011, no 2, pp. 184–188.
2. Barenboim L. Razmyshleniya o proshedshem konkurse [Reflections on the Past Competition]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music]. 1958, no. 7, pp. 93–98.
3. Borodin B. «Kinematograf» Vladimira Gorovitsa [The “Cinema” of Vladimir Horowitz]. URL: http://berkovich-zametki.com/2008/Zametki/Nomer12/BBorodin1.php
4. Byan' Men. Ocherki stanovleniya i razvitiya kitayskoy fortepiannoy kul'tury: dis. … kand. iskusstvovedeniya [Sketches of Formation and Development of the Chinese Piano Culture: Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. St. Petersburg, 1994. 140 p.
5. Dymova S. Yundi v Mariinke–3: Legenda razrushena [Yundi at the Mariinsky Theatre–3: a Legend is Destroyed]. URL: http://www.fontanka.ru/2010/07/01/158/.
6. Kartush P. Skol'zyashchiy po volnam slavy [Gliding on the Waves of Glory] Piano Forum, 2010, no. 2, pp. 14–16.
7. Kirillova N. Mediakul'tura: ot moderna k postmodernu [Media Culture: from the Modernist Style to Postmodernism]. Moscow: Akademicheskiy proyekt, 2005. 448 p.
8. Kobzev A. Dukhovnaya kul'tura Kitaya [The Sacred Culture of China] Dukhovnaya kul'tura Kitaya: entsiklopediya: v 6 t. [The Sacred Culture of China: Encyclopedia in 6 volumes]. Vol. 1. Moscow: Vostochnaya literature Press, 2006, pp. 13–32.
9. Kovalevsky G. Pianist nashego vremeni [A Pianist of Our Time]. Igraem s nachala [Let Us Play from the Beginning]. 2013, no. 4 (106), pp. 12.
10. Nyu Yatsan'. Fortepiannaya pedagogika Rossii i Kitaya: integrativnyy podkhod: dis. … kand. ped. nauk [Piano Pedagogy in Russia and China: An Integrated Approach: Dissertation for the Degree of Pedagogic Sciences]. Moscow, 2009. 197 p.
11. Rabinovich D. Ispolnitel' i stil': kritiko-publitsisticheskie etyudy [The Performer and Style: Critical and Journalistic Essays], issue 2. Moscow: Sovetskiy Кompozitor Press, 1981. 230 p.
12. Skvortsova I. Stil' modern v russkom muzykal'nom iskusstve rubezha XIX–XX vekov: avtoref. dis. ... d-ra iskusstvovedeniya [The Modern Style in Russian Musical Art of the Turn of the 19th and 20th Centuries: Thesis of Dissertation for the Degree of Doctor of Arts]. Moscow, 2010. 37 p.
13. Chinaev V. Ispolnitel'skie stili v kontekste khudozhestvennoy kul'tury XVIII–XX vekov: avtoref. dis. ... d-ra iskusstvovedeniya [Performing Styles in the Context of the Artistic Culture of the 18th-20th Centuries: Thesis of Dissertation for the Degree of Doctor of Arts]. Moscow, 1995. 46 p.
14. Ivry B. Why Yundi Li Got Cut. URL: http://europe.wsj. com/home-page.
15. Lang Lang, Ritz D. Journey of a Thousand Miles: My Story. Spiegel &Grau, 2009. 256 p.