Русский немец Рафаил Густавович Кёбер у истоков японского фортепианного искусства
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Статья посвящена российскому музыканту Рафаилу Густаво-
вичу Кёберу (1848–1923), выпускнику Московской консерва-
тории, на рубеже XIX и XX столетий – профессору фортепи-
ано в Токио Онгаку Гакко. Первое в Японии государственное
учебное заведение готовило специалистов в сфере европей-
ской музыкальной традиции. Опираясь на исторические изда-
ния, архивные материалы, автор уточняет факты биографии,
связанные с семьёй Кёбера, его обучением в России и деятель-
ностью в Японии. Определяя место Кёбера в японском фор-
тепианном образовании, автор утверждает, что музыкант из
России стоял у истоков процессов, связанных со становлени-
ем японской фортепианной культуры первых десятилетий XX
века. Хотя с внешней стороны формирование национальной
пианистической школы происходило при почти безраздель-
ном доминировании немецкого и австрийского пианизма, при
этом проявлялось нарастающее воздействие русской школы.
Ключевые слова: Кёбер, Московская консерватория,
фортепиано, Япония, Токио Онгаку Гакко
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Ivanova G. Iz istorii russko-yaponskikh kul’turnykh svyazey (deyatel’nost’ pervykh russkikh uchenykh v Yaponii) [From the History of the Russian-Japanese Cultural Contacts (Activities of the First Russian Scholars in Japan]. Yaponiya, 1982. Yezhegodnik [Japan. 1982. A Yearbook]. Moscow, 1983, pp. 244–251.
3. Morozova L., Rozenfel’d B. Lermontov v muzyke. Spravochnik [Lermontov in Music. A Directory]. Moscow: Sovetsky Kompozitor Press, 1983. 176 p.
4. Polotskaya E. P. I. Chaykovskiy i stanovlenie kompozitorskogo obrazovaniya v Rossii: dis. … d-ra iskusstvovedeniya [P. I. Tchaikovsky and the Formation of Education for Composers in Russia: Dissertation for the Degree of Doctor of Arts]. Moscow, 2005. 435 p.
5. Sv. Nikolay Yaponskiy. Dnevniki. V 5 t. T. 3 [Diaries: in 5 Volumes. Vol. 3]. St. Petersburg: Giperion, 2004. 896 p.
6. Sv. Nikolay Yaponskiy. Dnevniki. V 5 t. T. 5 [Diaries: in 5 Volumes. Vol. 5]. St. Petersburg: Giperion, 2004. 976 p.
7. Khan’ya S. Rafael’ Keber – pervyy rossiyskiy nemets v Yaponii [Rafael Koeber – the First Russian German in Japan]. Nemtsy Rossii: Sotsial’no-ekonomicheskoe i dukhovnoe razvitie (1871–1941) [Germans in Russia: Their Social-Economic and Spiritual Development (1871–1941)]. Moscow: MDTs Kholding Press, 2002, pp. 239–250.
8. Shevchenko T. Sobranie sochineniy. V 5 t. T. 5 [Collected Works in 5 Volumes. Vol. 5] Moscow: Khudozhestvennaya Literatura Press, 1965. 626 p.
9. Kashkin N. Pervoe dvadtsatipyatiletie Moskovskoy konservatorii [The First Twenty Five Years of the Moscow Conservatory]. URL: http://www.mosconsv.ru/ru/book.
10. Savada K. Yaponskie znakomye Bronislava Pilsudskogo [Bronislaw Pilsudski’s Japanese Acquaintances]. URL: http:// www.icrap.org/ru/savada5.html.
11. Iida M. The Acceptance of Western Pianomusic in Japan and the Career of Takahiro Sonoda: a Document Submitted to the Graduate Faculty in Partial Fulfillment of the Requirements for the Degree of Doctor of Musical Arts. Norman, Oklahoma. 2009. 271 p.
12. Koeber R. Kleine Schriften: Philosophische Phantasien, Erinnerungen, Ketzereien, Paradoxien. Verlag von S. Iwanami, 1918. 387 p.
13. Koeber R. Leo Tolstoi und sein unkirchliches Christentum. Schwetschke u. S., 1890. 45 p.
14. Natsume Soseki. Soseki zenshuu. Vol. 12. Tokyo, Iwanami, 1994, pp. 465–467.
15. Keberu sensei to tomo ni. URL: http://homepage2.nifty. com/koeber/
16. Sekine Kazue. Dr. Koeber and Сhopin: At the First Regular Concert of Tokyo School of Music. URL: http://www.lib. geidai.ac.jp/MBULL/33Sekine.pdf
17. Sumikura I. Dr. Raphael von Koeber and His Time. URL: http://ci.nii.ac.jp/naid/110004872518/en
18. Tohoky Universitty Library. Material Description. Koeber Collection. URL: http://tul.library.tohoku.ac.jp