Фортепианные вариации С. В. Рахманинова: к вопросу трактовки жанра

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Evgeniya R. Skurko

Аннотация

Автор рассматривает три вариационных цикла С. В. Рахманинова: на темы Шопена ор. 22, Корелли ор. 42 и Паганини ор. 43, – созданных на разных этапах творчества композитора. Изменения мировосприятия компози¬тора, эволюция музыкального мышления, стиля раскрываются в выборе тем, направленности драматургиче¬ского развития и смысловом итоге, трактовке жанра и формы вариаций.
Подчёркивается тесная связь с романтическими вариациями в цикле на тему Шопена, роль неоклассиче-ских тенденций в позднем творчестве композитора и их отражение в последних циклах. В частности, речь идёт о движении «от мрака к свету», разнообразных аналогиях с «Симфоническими этюдами» Шумана в раннем цикле, погружении в мир рефлексий, воспоминаний в коде ор. 42 и триумфе фатальных сил – Dies irae, погло¬щающей основную тему, – в коде Рапсодии.
Исследуются принципы композиционной организации как отражение драматургических процессов. Вы-являются причины недостаточной художественной цельности первого опуса, делается акцент на полижанро¬вой и полифункциональной структуре Рапсодии на тему Паганини.
Анализируемые опусы рассматриваются в контексте творчества Рахманинова. Проводятся параллели с другими жанрами (фортепианные пьесы, симфонии и др.).

Ключевые слова: Сергей Рахманинов, вариационный цикл, музыкальная драматургия, жанровая структу¬ра, принципы вариационного развития.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Skurko, E. R. (2016). Фортепианные вариации С. В. Рахманинова: к вопросу трактовки жанра. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (2), 50–56. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2016.2.050-056
Раздел
Музыкальный жанр и стиль
Биография автора

Evgeniya R. Skurko, Уфимский государственный институт искусств им. Загира Исмагилова

Скурко Евгения Романовна – 
доктор искусствоведения,
профессор кафедры теории музыки

Библиографические ссылки

1. Lyakhovich A.V. Simvolika v pozdnikh proizvedeniyakh Rakhmaninova: monografiya [Symbolism in the Late Compositions of Rachmaninoff: Monographic Book]. Tambov: Izd-vo R. V. Pershina, 2013. 184 p.
2. Protopopov V. V. Pozdneye simfonicheskoye tvorchestvo S. Rakhmaninova [The Late Symphonic Music by Rachmaninoff]. S.V. Rakhmaninov [Sergei Rachmaninoff]. Edited by T. E. Tsytovich. Moscow; Leningrad, 1947, pp. 136–152.
3. Skaftymova L. A. O Dies irae u Rakhmaninova [About the Dies Irae in Rachmaninoff’s Music]. Epokha Sergeya Rakhmaninova: sb. st. mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [The Epoch of Sergei Rachmaninoff: a Collection of Articles of the International Musicological Conference]. Tambov State Technical University. Tambov, 2003, pp. 56–70.
4. Skurko E. R. K voprosu formoobrazovaniya v instrumental'noy muzyke S. Rakhmaninova [Concerning the Question of Form-Generation in the Instrumental Music of Sergei Rachmaninoff]. Muzykal'naya akademiya [Musical Academy]. 2014, No. 3, pp. 116–120.
5. Skurko E.R. O zhanrovo-stilisticheskikh predposylkakh variantnosti v instrumental'noy muzyke S. V. Rakhmaninova [About the Genre-Related and Stylistic Premises in Regards to Variation in Rachmaninoff’s Instrumental Music]. S. V. Rakhmaninov. K 120-letiyu so dnya rozhdeniya: mat-ly nauch. konf.: nauch. tr. MGK im. P. I. Chaykovskogo [S. V Rachmaninoff. Commemorating the 120th Anniversary of his Birthday: Materials of the Musicological Conference: Scholarly Works from the Moscow State Tchaikovsky Conservatory]. Issue 7. Moscow, 1995, pp.147–154.
6. Sokolov O. V. Morfologicheskaya sistema muzyki i ee khudozhestvennye zhanry [The Morphological System of Music and its Artistic Genres]. Nizhni- Novgorod: Nizhni-Novgorod University Press, 1994. 218 p.
7. Tsukkerman V. A. Analiz muzykal'nykh proizvedeniy. Variatsionnaya forma [Analysis of Musical Compositions. The Form of Variation]. Moscow: Muzyka. 1974. 243 p.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)