Жанровый канон баллады и его претворение в фортепианном опусе И. Ласковского

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Лидия В. Воробьёва
Евгения Р. Скурко

Аннотация

Статья посвящена некоторым вопросам изучения жанра баллады. Главная задача – обозначить параметры жанрового канона и показать особенности его претворения в первой русской инструментальной балладе, автором которой явился Иван Фёдорович Ласковский. Обобщаются связанные с жанровым каноном типологические свойства инструментальной (фортепианной) баллады – как западноевропейской, так и отечественной. Сочинение
И.Ф. Ласковского анализируется с точки зрения соответствия параметрам жанрового канона баллады на уровне содержания (тематика, типы образов, поэтика), драматургии, внутрижанровой структуры, формы, средств музыкальной выразительности. В то же время в трактовке жанра, в стилистике произведения выявляются некоторые собственно национальные черты, такие как доминирующая роль эпической составляющей в триаде эпос–лирика–драма, опора на интонационно-жанровые структуры, типичные для русской музыки. Подчёркиваются новые для отечественной инструментальной музыки принципы драматургии и формообразования, оказавшиеся перспективными с точки зрения развития русского музыкального искусства
XIX века.


Ключевые слова: баллада, жанровый канон баллады, вокальная баллада, инструментальная баллада, Иван Ласковский, драматургия, форма.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Воробьёва, Л. В., & Скурко, Е. Р. (2022). Жанровый канон баллады и его претворение в фортепианном опусе И. Ласковского. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 47(2), 19–30. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1353
Раздел
Музыкальный жанр и стиль
Биографии авторов

Лидия В. Воробьёва, Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова, г. Уфа, Россия

Аспирант

Евгения Р. Скурко, Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова, г. Уфа, Россия

Доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки