К вопросу интерпретации трагедии Карла Гуцкова «Уриель Акоста» в одноимённой опере Валентины Серовой
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Статья посвящена неизвестной опере «Уриель Акоста» Валентины Серовой, русского
композитора так называемого «второго ряда», общественного деятеля, музыкального критика,
автора пяти опер, произведений для симфонического оркестра, циклов инструментальных
миниатюр. Сопоставляются оперное либретто и литературный первоисточник,
рассматриваются особенности содержания и драматургии произведения. Анализируются
идея, содержание и драматургия одноимённой трагедии немецкого писателя, драматурга и
общественного деятеля Карла Гуцкова, послужившие источником либретто. Подчёркивается
наличие двух сюжетных линий: социально-религиозной и лирической; показываются различия
в соотношении данных линий – доминирование первой в пьесе и второй (тема трагической
любви) – в либретто. Прослеживаются изменения, внесённые композитором в первоисточник,
отражающие смещение драматургических акцентов: замена имён главных героев, состава
действующих лиц, купюры некоторых действующих лиц и сцен; введение новых сцен;
сокращение текста в отдельных сохранённых эпизодах; иная трактовка сценических
ситуаций и др. Выявляются связи с оперными концепциями П. И. Чайковского (ведущая роль
лирической линии, стремление к психологизации образов, волновая драматургия).
Ключевые слова: Валентина Серова, трагедия Карла Гуцкова, опера «Уриель Акоста».
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Gutskov K. F. Uriel' Akosta [Uriel Aсosta]. Afterword by F. Schiller; Translation by G. Piralov. Moscow: Khudozhestvennaya literatura, 1937. 143 p.
3. Rimsky-Korsakov N. A. Poln. sobr. soch.: literaturnye proizvedeniya i perepiska [Complete Works: Literary Works and Correspondence]. Compiled by A. P. Zorin, I. A. Konoplev. Vol. 8 A. Moscow: Muzyka, 1981. 253 p.
4. Serova V. S. Kak ros moy syn [How My Son Grew Up]. Compiled by I. S. Zil'bershteyn. Leningrad: Khudozhnik RSFSR, 1968. 296 p.
5. Superanskaya A. V. Sovremennyy slovar' lichnykh imen: sravnenie, proiskhozhdenie, napisanie [Modern Dictionary of Personal Names: Comparison, Origin, Spelling]. Moscow: Ayris- Press, 2005. 375 p.
6. Ivanova S. V. Russkie zhenshchiny-kompozitory XIX veka [Russian Women Composers of the 19th Century]. Izvestiya Samarskogo Nauchnogo tsentra Rossiyskoy Akademii nauk [Bulletin of the Samara Scholarly Center of the Russian Academy of Sciences]. 2010. No. 5 (2), pp. 563–566. URL: http://www.ssc.smr.ru/media/journals/izvestia/2010/ 2010 _5_563_566.pdf. (02.05.2019).
7. Pivovarova I. L. Libretto otechestvennoy opery i literaturnyy pervoistochnik: monografiya [Libretto of Russian Opera and its Literary Source: Monograph]. Magnitogorsk: Magnitogorsk State M. I. Glinka Conservatory (Academy), 2004. 216 p.
8. Tsuker A. M. V teni klassikov: k probleme tsel'nosti muzykal'no-istoricheskogo protsessa [In the Shadow of the Classics: Concerning the Problem of the Integrity of the Musical Historical Process]. Kompozitory «Vtorogo ryada» v istoriko-kul'turnom protsesse: sb. st. [Composers of the “Second Tier” in the Historical and Cultural Process: Compilation of Articles]. Ed. by A. M. Tsuker; Rostov State S. V. Rachmaninoff Conservatory. Moscow: Kompozitor, 2010, pp. 5–19.
9. Yarustovskiy B. M. Opernaya dramaturgiya Chaykovskogo [The Operatic Dramaturgy of Tchaikovsky]. Moscow; Leningrad: Muzgiz, 1947. 240 p.