Об особенностях трактовки баховской темы в сочинениях Романа Леденёва

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Евгения Р. Скурко

Аннотация

В статье исследуется проблема интерпретации баховской темы в трёх камерных сочинениях Р.С. Леденёва. Это образующие своеобразный макроцикл «Метаморфозы темы И.С. Баха» – вариации для альта и струнного оркестра на тему арии “Erbar me dichˮ из «Страстей по Матфею», «“Реверанс”. Концертштюк на тему прелюдии ми-минор И.С. Баха» и Четыре хроматические прелюдии на тему BACH для органа «Думая о Бахе». Обращение к Баху рассматривается через призму дихотомии прошлое–настоящее и конкретнее: барокко–современность,
И.С. Бах–современность, в контексте как всего творчества Леденёва, так и стилевых тенденций второй половины минувшего столетия. Выявляются особенности экспонирования цитируемых тем в первых сочинениях Леденёва. Подчёркивается «культурологический» характер интонационной драматургии в развитии темы арии альта, прослеживаются разнообразные аллюзии на тематизм Баха в цикле органных прелюдий Леденёва. В связи с контрастной драматургией «Реверанса» проводятся параллели c жанрами импровизации, токкаты, фантазии и в то же время – с кинонаплывами, стоп-кадрами, монтажом – главными принципами музыкальной драматургии и формообразования в ХХ веке.


Ключевые слова: Бах, цитирование, вариационность, полифония, монограмма BACH, catabasis, микротематизм, «тихая музыка», монологичность.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Скурко, Е. Р. (2023). Об особенностях трактовки баховской темы в сочинениях Романа Леденёва. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 50(1), 7–20. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1421
Раздел
Художественный мир музыкального произведения
Биография автора

Евгения Р. Скурко, Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова, г. Уфа, Россия

Доктор искусствоведения, профессор кафедры те­ории музыки