Роман Леденёв и Сергей Прокофьев: точки соприкосновения

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Евгения Р. Скурко

Аннотация

В статье рассматривается проблема влияния С. Прокофьева на процесс формирования художественного мира композитора Р. Леденёва, как и многие его современники, выросшего «под прокофьевским солнцем» (А. Шнитке). Рассматриваются сочинения раннего периода (конец 1940–рубеж 1950–1960-х годов). В поле зрения попадают первые инструментальные сочинения Леденёва (Соната для кларнета и фортепиано ор. 1, Соната памяти Сергея Прокофьева ор. 3, Сонатина для фортепиано ор. 4, Струнный квартет ор. 7, Скрипичный концерт ор. 12), кантатно-ораториальные («Слово о полку Игореве» ор. 2, «Ода партии» ор. 10) в их сопоставлении с музыкой Прокофьева. Параллели с Прокофьевым прослеживаются в произведениях Леденёва на уровне поэтики, драматургии, тематизма, формы. В то же время подчёркиваются проявившиеся уже на данном этапе индивидуальные свойства стиля композитора, которые станут определяющими в его творчестве на протяжении последующих десятилетий. Имеются в виду доминирующая в образно-поэтической системе Леденёва сфера лирики как картинно-живописного, так и монологического характера, драматургия экстенсивного типа, роль жанра микроминиатюры, объединённой в микроциклы. Речь также идёт об отражении в музыкальном языке типичных для творчества композиторов-«шестидесятников» принципов письма. Итогом художественных поисков Леденёва оказывается определяющий индивидуальность его стиля синтез интонационности, идущей от русской песенности, Прокофьева, «нововенцев», Шостаковича, а также от «свиридовского направления», к которому Леденёв приходит в конце 1970-х годов.


Ключевые слова: влияние Прокофьева, стиль Леденёва, поэтика, жанры, лирика, эпика, драматургия, тенденция монологичности.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Скурко, Е. Р. (2022). Роман Леденёв и Сергей Прокофьев: точки соприкосновения. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 46(1), 38–53. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1336
Раздел
К юбилею С.С. Прокофьева
Биография автора

Евгения Р. Скурко, Уфимский государственный институт искусств имени З. Исмагилова, г. Уфа, Россия

Доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)