Взаимодействие композиторского и исполнительского творчества в отечественном струнном квартете XX века
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Статья посвящена исследованию струнного квартета как важной составляющей отечественного музыкального
искусства, обладающей внушительным количеством сочинений-шедевров и развитой национальной исполни-
тельской культурой. Эволюция смычкового ансамбля в XX столетии рассматривается в свете комплементарной
взаимосвязи композиторского и исполнительского творчества. Автором выявляются ведущие тенденции раз-
вития жанра, связанные как с продолжением и обогащением традиций, заложенных классиками прошлого, так
и с попытками его обновления в русле поиска новых средств инструментальной выразительности, реализации
авангардных идей и неканонических художественных концепций.
Особое внимание уделяется вопросу широчайшей популярности в XX столетии квартетного музицирова-
ния. Мобильность ансамбля и его способность адаптироваться к концертным площадкам различного масшта-
ба, наряду с исключительным ростом исполнительского ресурса, активно стимулировали расширение реперту-
ара для классического струнного состава.
Взаимодействие различных сфер квартетного искусства в русле сотворчества крупнейших композиторов
и ведущих исполнительских коллективов обусловило востребованность струнного квартета в отечественном
музыкальном искусстве и открыло новые пути для его дальнейшего развития.
Ключевые слова: струнный квартет, квартетное исполнительство, смычковый ансамбль, композиторы XX
века.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Asaf'ev B. V. O simfonicheskoy i kamernoy muzyke [On Symphonic and Chamber Music]. Leningrad: Muzyka, 1981. 216 p.
3. Asaf'ev B. V. Russkaya muzyka. XIX i nachalo XX veka [Russian Music. The 19th and Early 20th Century]. Second Edition. Leningrad: Muzyka, 1979. 344 p.
4. Berlinsky V. A. Luchshaya muzyka napisana dlya kvarteta [The Best Music is Written for the String Quartet]. Muzykal'noe obozrenie [Musical Review]. 2000, No. 1, p. 7.
5. Berlinsky V. A. Muzyka – moya zhizn' [Music is – My Life]. Voronezh: Tsentr dukhovnogo vozrozhdeniya chernozemnogo kraya [Centre for the Spiritual Revival of the Chernozemye Region], 2009. 352 p.
6. Dolinskaya E. B. O russkoy muzyke XX veka (60–90 gody) [On 20th Century Russian Music (the 1960s through the 1990s)]. Moscow: Kompozitor, 2004. 128 p.
7. Druzhinin F. S. Vospominaniya. Stranitsy zhizni i tvorchestva [Memories. Pages of Life and Creativity]. Edited and Compiled by E. Shervinskaya. Moscow: Greek-Latin Department of Yu. Shichalin, 2001. 232 p.
8. Ivashkin A. V. Besedy s Al'fredom Shnitke [Conversations with Alfred Schnittke]. Moscow: Klassika- XXI, 2005. 315 p.
9. Raaben L. N. Instrumental'nyy ansambl' v russkoy muzyke [Instrumental Ensembles in Russian Music]. Moscow: Muzgiz, 1961. 474 p.
10. Raaben L. N. Mastera sovetskogo kamerno-instrumental'nogo ansamblya [The Masters of Soviet Chamber Instrumental Ensembles]. Leningrad: Muzyka, 1964. 180 p.
11. Rollan R. Poslednie kvartety Bethovena [Rolland R. The Last Quartets of Beethoven]. Leningrad: Muzyka, 1976. 238 p.
12. Teplitskaya V. M. Dar bestsennyy: dialogi s V. A. Berlinskim [A Priceless Gift: Dialogues with the V. A. Berlinskiy]. Voronezh: Tsentr dukhovnogo vozrozhdeniya chernozemnogo kraya [Centre for the Spiritual Revival of the Chernozemye Region], 2004. 80 p.
13. Tsyganov D. M. Polveka vmeste [Half a Century Together]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music]. 1976, No. 9, pp. 29–32.