Струнные квартеты отечественных композиторов памяти Д. Шостаковича
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
В статье рассматриваются шесть струнных квартетов отечественных
композиторов, посвящённых памяти Д. Шоста-
ковича: Третий А. Бабаджаняна (1976), Девятый С. Цинцадзе
(1977), Четвёртый Ю. Фалика (1977), Третий А. Николаева
(1981), струнный квартет «Concordia discordans» А. Эшпая
(1991), струнный квартет «Контрасты» Р. Леденёва (2000).
Автор знакомит читателя с существенной областью мемори-
альной музыки последней четверти XX столетия – струнны-
ми квартетами памяти Д. Шостаковича, в том числе и неопу-
бликованными. Жанр струнного квартета представлен одним
из ведущих носителей традиции музыкальной эпитафии в
русском искусстве. Прослеживается влияние квартетного
письма Д. Шостаковича на особенности стиля сочинений, по-
свящённых его памяти. Выявляются индивидуальные черты
авторских концепций In memoriam, в которых диалог стилей
сочетается с характерными для мемориальной музыки худо-
жественными приёмами.
Ключевые слова: Д. Шостакович, музыка In memoriam,
струнный квартет, полистилистика, диалог стилей
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Berlinskiy V. A., Luchshaya muzyka napisana dlya kvarteta [The Best Music has been Written for the String Quartet]. Muzykal’noe obozrenie [The Musical Review]. 2000, no. 1, p. 7.
3. Berlinskiy V. A. Muzyka – moya zhizn’ [Music is My Life]. Voronezh: Center of Spiritual Revival of Chernozyom Region, 2009. 352 p.
4. Bobrovskiy V. P. Kamernye instrumental’nye ansambli D. Shostakovicha [Works for Chamber Instrumental Ensembles by Dmitri Shostakovich]. Moscow: Sovetskiy kompozitor Press, 1961. 258 p.
5. Bobrovskiy V. P. O muzykal’nom myshlenii Shostakovicha [Concerning Shostakovich’s Musical Thinking]. Shostakovichu posvyashchaetsya: sbornik statey k 90-letiyu kompozitora [Dedicated to Shostakovich: Compilation of Articles in Honor of the 90th Anniversary of the Composer’s Birth]. Compilation by E. Dolinskaya. Moscow : Kompozitor Press, 1997, pp. 39–62.
6. Davidyan R. R. Kvartety Shostakovicha. Ispolnitel’skiy analiz [Shostakovich’s String Quartets. An Analysis of Performance]. Moscow: Fortuna EL, 2013. 112 p.
7. D. D. Shostakovichu posvyashchaetsya. K 100-letiyu so dnya rozhdeniya kompozitora: sbornik statey [Dedicated to Dmitri Shostakovich. To the Centennial Anniversary of the Composer’s Birth: Compilation of Articles]. Edited by E. B. Dolinskaya. Moscow: Kompozitor Press, 2007. 488 p.
8. Dmitriev A. P. Strunnye kvartety D. D. Shostakovicha: kommentarii [The String Quartets of Dmitri Shostakovich: Commentaries]. Ed. A. V. Denisov. St. Petersburg: St. Petersburg State Conservatory, 2008. 128 p.
9. Pis’ma k drugu: Pis’ma D. D. Shostakovicha k I. D. Glikmanu [Letters to a Friend: Dmitri Shostakovich’s Letters to I. D. Glickman]. Compilation and Commentaries by I. D. Glickman. Moscow: DSCH; St. Petersburg: Kompozitor Press, 1993. 336 p.
10. Rouland K. Mir chtit Shostakovicha [The World Honors Shostakovich]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music]. 1976, no. 9, pp. 61–71.
11. Urmanova K. N. Aleksey Nikolaev – zhizn’ v muzyk: dis. … kand. iskusstvovedeniya [Alexey Nikolaev – A Life in Music: Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 2004. 231 p.
12. Shvarts B. I. Shostakovich – kakim zapomnilsya [Shostakovich, how He has been Remembered]. St. Petersburg: Kompozitor Press, 2006. 320 p.